Учебник для 7-8 класса

       

Черчение

§ 25. Соединение вида и разреза

25.1. Соединение части вида и части разреза. Форма многих деталей не может быть выявлена только разрезом или видом. Выполнять же два изображения — вид и разрез — нерационально. Поэтому допускается соединять на одном изображении часть вида и часть соответствующего разреза (рис. 191). Разделяют их сплошной волнистой линией, которую проводят от руки.

Соединение части вида и части разреза

Рис. 191. Соединение части вида и части разреза

Если на рисунке 191 выполнить полный фронтальный разрез, то по одному виду сверху нельзя будет судить о форме и высоте верхнего ушка. На фронтальном разрезе оно не будет показано. В данном случае целесообразно соединить часть вида и часть разреза. Это пример рационального выбора изображений на чертеже.

25.2. Соединение половины вида и половины разреза. Соединение половины вида и половины разреза (рис. 192), каждый из которых — симметричная фигура, является частным случаем предыдущего.

На рисунке 192, а даны главный вид и вид сверху. По этим изображениям можно судить в основном о внешней форме детали. Рисунок 192, 6 содержит разрез и вид сверху. По этим изображениям легче судить о внутреннем устройстве детали.

Соединение половины вида и половины разреза

Рис. 192. Соединение половины вида и половины разреза

На рисунке 192, в дана только половина главного вида, а на рисунке 192, г — только половина разреза той же детали. Понятна ли форма отсутствующих половин вида и разреза, на месте которых стоят вопросительные знаки? Так как вид и разрез в данном случае - симметричные фигуры, можно представить вторую половину изображения. В таких случаях на чертеже рекомендуется соединять половину вида и половину соответствующего разреза. По нему можно судить как о внешней, так и о внутренней форме детали (рис. 192, д).

При выполнении изображений, содержащих соединение половины вида и половины соответствующего разреза, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. границей между видом и разрезом должна служить ось симметрии, тонкая штрихпунктирная линия;
  2. разрез на чертеже располагают справа от оси симметрии или под ней;
  3. на половине вида штриховые линии, изображающие контур внутренних очертаний, не проводят;
  4. размерные линии, относящиеся к элементу детали, вычерченному только до оси симметрии (например, отверстия), проводят несколько дальше оси и ограничивают стрелкой с одной стороны. Размер указывают полный.

Если с осью симметрии совпадает линия контура, то соединяют часть вида и часть разреза, разделяя их сплошной тонкой волнистой линией так, чтобы контурная линия, о которой идет речь, не исчезла с чертежа.

  1. Какой линией на чертеже разделяют часть вида и часть разреза?
  2. В каких случаях можно соединять половину вида и половину разреза? Какой линией их разделяют?
  3. Нужно ли показывать на половине вида внутренние очертания предмета? Почему?
  4. В чем заключается особенность нанесения размеров на половине вида и половине разреза?
  1. Внимательно рассмотрите рисунок 193. Запишите в тетради, на каком из трех изображений а, 6 или в целесообразно применен разрез.

    Задание для упражнений

    Рис. 193. Задание для упражнений

  2. Выполните в одном из примеров на рисунке 194 (по заданию учителя) соединение половины вида и половины разреза, увеличив изображение в два раза. Вид слева не вычерчивайте. Покажите при помощи условных знаков, нанесенных на размерных линиях, что все наружные формы деталей цилиндрические, внутренние — в примерах а и в — тоже цилиндрические, но в примере б правое и левое отверстия квадратные.

    Задания для упражнений

    Рис. 194. Задания для упражнений

  1. Вычертите в одном из примеров на рисунке 195 (по заданию учителя) половину вида в соединении с половиной разреза. Нанесите размеры, определите их по клеткам. Все детали цилиндрические.

Задания для упражнений

Рис. 195. Задания для упражнений

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru