|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕСоциальная мобильность и «социальные лифты»Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит? Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности.
Под социальной мобильностью понимается переход
людей из одних общественных групп в другие. При этом
различают горизонтальную и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном брак е, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компании ), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего). Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человек, принадлежавший к низшей касте, практически не мог занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью. Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся аристократия была отброшена на низшую ступень ; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни поднялись представители низших слоев населения. Похожую картину дает Великая французская революция конца XVIII в., английская революция XVII в. Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую? По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.. Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам. В Средние века множество простолюдинов таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон. Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленник и, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов. Еще одним «социальным лифтом» выступает школа. Образование
в ряде случаев открывает доступ к престижным
должностям и званиям. В современном западном обществе,
не окончив университета или колледжа, фактически нельзя
достичь высокого положения на государственной службе
и во многих других областях.
Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможность продвигаться в жизни. В 1887 г. министр просвещения Российской империи граф И. Д. Делянов издал циркуляр (распоряжение), который предписывал воздержаться от приема в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей... за исключением одаренных необыкновенными способностями». Циркуляр был одобрен Александром II, в обществе же он получил наименование «закон о кухаркиных детях».
|
|
|