|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕКультура бытовых отношенийВыступая прежде всего основным пространством воспроизводства
личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь
же непреложна по своему предназначению,
как и трудовая (ибо без удовлетворения физиологических и
бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать
не может). С другой стороны, она содержит
в себе определенную свободу выбора варианта поведения,
последовательности действий, что является характеристикой
преимущественно досуговой деятельности. Следовательно,
бытовая деятельность оказывается, по сути,
промежуточной между трудом и досугом.
Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека, удовлетворения его нужд и желаний, создания теплого и дружеского климата. Необходимо учиться правильному поведению в быту, формировать культуру бытовых отношений. Под культурой бытовых отношений традиционно понимают правила и нормы поведения людей в непроизводственной материальной и социальной сфере жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания, культура обустройства и организации жилого помещения, культура ведения домашнего хозяйства, культура организации личного (семейного) досуга. Культура питания прежде всего предполагает рациональное питание, удовлетворяет все энергетические потребности организма. Оно строится с учетом пола, возраста, тяжести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же составляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообразие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима питания. К числу самых сложных и трудоемких видов деятельности человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и умений, то домашние работы требуют от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь приходится быть поваром и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п. Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом семьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, возрастом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным микроклиматом, жизненными ориентирами и установками, размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением. Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо
умело распределять обязанности и виды работ между
членами семьи. Даже если разделение труда не приведет
к сокращению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку.
Распределять работу лучше с учетом способностей, здоровья, опыта каждого члена семьи. Необходимо с самого раннего возраста приучать детей к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой посуду. С течением времени работы и обязанности усложняются, расширяются и видоизменяются, на детей обязательно должна приходиться часть хозяйственных забот. Русский писатель К. М. Симонов ( 1915- 1979) в автобиографии описывал разделение труда в родительском доме. Он с 6-7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. За ним никто и никогда не застилал кровать и не помогал одеваться.
|
|
|