В чем заключается
особенность социально-бытовых интересов по
сравнению с другими социальными интересами человека?
По каким основаниям классифицируют социально-бытовые
отношения? Какие типы выделяют на основе каждого
из них?
Какие объективные и субъективные факторы
влияют на развитие социально-бытовых интересов?
Каковы
основные составляющие материально-вещественной
среды обитания человека?
Что такое культура бытовых
отношений?
Как урбанизация влияет на быт?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Сформулируйте несколько правил, в соответствии
с которыми современный человек сможет рационально
организовать материально-вещественную среду своего обитания.
2. Однажды один из американских банков предложил
своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколько денег
экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство.
Выяснилось, что если платить за все, что они делают в качестве
прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым
скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма,
чем жалованье их мужей. Используя приведенный пример
и привлекая личный социальный опыт, сделайте несколько
выводов о значении домашнего труда.
3. В Германии более ста лет действует закон, по которому
дети обязаны выполнять домашнюю работу. Законодательство
определяет круг работ: до 6 лет - только игры;
6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки;
10-14 лет - уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа
на приусадебном участке. Предположите, почему круг
обязанностей детей был распределен именно таким образом.
Как вы думаете, почему и для чего был создан такой
закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть
принят в России? Свой ответ поясните.
4. Прокомментируйте следующую информацию: немецкая
семья тратит в неделю только на уборку помещений
12,1 часа. Это столько, сколько наши специалисты запланировали
на ведение всех видов домашнего хозяйства в неделю.
5. В Москве в 1960-е гг. по замыслу энтузиастов был
построен Дом нового быта (ДНБ). Его создатели искренне
верили, что он послужит образцом новых бытовых условий,
раскрепощающих семью от «домашнего рабства». Архитекторы
разместили в доме столовую, кафе, кафетерий,
отдел кулинарии, прачечную, парикмахерскую, клуб.
В квартирах не были предусмотрены кухни, был сделан небольшой
закуток для маленькой плиты «на всякий случай». Предполагалось,
что семья не будет тратить время и
силы на домашнее приготовление пищи.
Выскажите свое мнение по поводу идеи исчезновения
индивидуального домашнего хозяйства. Как вы думаете,
чем закончилась история ДНБ? Свои предположения обоснуйте.
6. В 1972 г. на ХП Международном семинаре по проблемам
семьи группа социологов заявила, что современные
тенденции развития семьи связаны не с равномерным распределением
рабских функций между членами семьи,
а с полным уничтожением домашнего хозяйства как социального
института.
В то же время современные процессы, происходящие
в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации
семейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домашним
хозяйством постоянно эволюционизирует в сторону
большей рационализации, технической оснащенности.
Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах
позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить
неповторимость очага, его уникальность. При благоприятных
условиях некоторые виды домашнего труда будут
развиваться.
Как вы думаете, почему не оправдались ожидания социологов?
Поработайте с источником
Прочитайте фрагмент статьи современной российской писательницы
Ларисы Кузнецовой «Тепло домашних пирогов».
Кухня, отнимающая у женщины время, многое дарит
семье в целом. Домашний обед, устроенный в воскресенье,
собирает за столом все семейство, на тарелках лежат всякие
вкусности, дети принаряжены, а папа с мамой довольны.
Застольная беседа не заменит никаких других бесед. За
столом мы не только учим детей, как держать вилку и ножик, но и
как держать себя вообще. Ритуал воскресного
обеда вырастает в серьезную педагогическую акцию и в повод
для семейной консолидации...
Мы теперь все профессионалы. Интеллектуалы. По законам
какой-то странной иронии налаженность нашего быта
порою ставится чуть ли не в обратную зависимость от
высоты интеллекта. Теперь многие знают, что такое кибернетика,
синхрофазотрон, сверхзвуковые скорости. А вот
что молочный суп не надо варить под плотно закрытой
крышкой, как затеять пироги, испечь блины, чаще знают
те, кто в кибернетике как раз плохо разбирается. Наверняка
такой крен в сторону интеллекта и профессионализации
оправдан требованиями момента и лежит, как говорят,
в русле века... Отвращение к домашнему труду, это уж точно,
может отравить жизнь, если человек этого труда не терпит, а
избавиться от него не может. Поэтому осмелюсь высказать
мысль, что огорчения и трудности в нашей бытовой
суете возникают не только по объективным, но и по
субъективным причинам, а также из-за многих неясностей, сомнений
и даже теоретических недоговоренностей по поводу
того, как же и с какой стороны смотреть на быт.
Многое в нашей домашней суете постепенно заменяется
общественной услугой, но многое и остается - по причинам
самым разнообразным. Очевидно, так и будет, пока
жива семья. Не будем лишний раз твердить: быт - это,
знаете ли, ужасно! Это так засасывает! Засасывает плохо
организованный и плохо продуманный быт, где нет и намека
на взаимопомощь и кооперацию усилий взрослых и подрастающих
членов семьи, где женщина превращена в прислугу. К тому же
неумехи и распустехи того и другого пола
состоят в большем бытовом рабстве, чем расторопные толковые
люди, у которых руки на все годятся.
Кузнецова Л. Тепло домашних пирогов / / Будь счастлив. - м.. 1 990. - с. 272 - 273.
Вопросы и задания к источнику
Как, по мысли автора,
связаны высота интеллекта и налаженность быта?
Автор пишет, что «огорчения и трудности в нашей бытовой
суете возникают не только по объективным, но и по
субъективным причинам». Приведите несколько примеров,
иллюстрирующих эти слова автора.
Опираясь на текст
источника и параграфа, укажите, каким требованиям должен
соответствовать быт современного человека.