Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Раскройте содержание понятия «быт».
  2. В чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека?
  3. По каким основаниям классифицируют социально-бытовые отношения? Какие типы выделяют на основе каждого из них?
  4. Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов?
  5. Каковы основные составляющие материально-вещественной среды обитания человека?
  1. Что такое культура бытовых отношений?
  2. Как урбанизация влияет на быт?

    Подумайте, обсудите, сделайте

    1. Сформулируйте несколько правил, в соответствии с которыми современный человек сможет рационально организовать материально-вещественную среду своего обитания.

    2. Однажды один из американских банков предложил своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколько денег экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство.

    Выяснилось, что если платить за все, что они делают в качестве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма, чем жалованье их мужей. Используя приведенный пример и привлекая личный социальный опыт, сделайте несколько выводов о значении домашнего труда.

    3. В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашнюю работу. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет - уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа на приусадебном участке. Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.

    Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ поясните.

    4. Прокомментируйте следующую информацию: немецкая семья тратит в неделю только на уборку помещений 12,1 часа. Это столько, сколько наши специалисты запланировали на ведение всех видов домашнего хозяйства в неделю.

    5. В Москве в 1960-е гг. по замыслу энтузиастов был построен Дом нового быта (ДНБ). Его создатели искренне верили, что он послужит образцом новых бытовых условий, раскрепощающих семью от «домашнего рабства». Архитекторы разместили в доме столовую, кафе, кафетерий, отдел кулинарии, прачечную, парикмахерскую, клуб.

    В квартирах не были предусмотрены кухни, был сделан небольшой закуток для маленькой плиты «на всякий случай». Предполагалось, что семья не будет тратить время и силы на домашнее приготовление пищи.

    Выскажите свое мнение по поводу идеи исчезновения индивидуального домашнего хозяйства. Как вы думаете, чем закончилась история ДНБ? Свои предположения обоснуйте.

    6. В 1972 г. на ХП Международном семинаре по проблемам семьи группа социологов заявила, что современные тенденции развития семьи связаны не с равномерным распределением рабских функций между членами семьи, а с полным уничтожением домашнего хозяйства как социального института.

    В то же время современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации семейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домашним хозяйством постоянно эволюционизирует в сторону большей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить неповторимость очага, его уникальность. При благоприятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться.

    Как вы думаете, почему не оправдались ожидания социологов?

    Поработайте с источником

    Прочитайте фрагмент статьи современной российской писательницы Ларисы Кузнецовой «Тепло домашних пирогов». Кухня, отнимающая у женщины время, многое дарит семье в целом. Домашний обед, устроенный в воскресенье, собирает за столом все семейство, на тарелках лежат всякие вкусности, дети принаряжены, а папа с мамой довольны. Застольная беседа не заменит никаких других бесед. За столом мы не только учим детей, как держать вилку и ножик, но и как держать себя вообще. Ритуал воскресного обеда вырастает в серьезную педагогическую акцию и в повод для семейной консолидации...

    Мы теперь все профессионалы. Интеллектуалы. По законам какой-то странной иронии налаженность нашего быта порою ставится чуть ли не в обратную зависимость от высоты интеллекта. Теперь многие знают, что такое кибернетика, синхрофазотрон, сверхзвуковые скорости. А вот что молочный суп не надо варить под плотно закрытой крышкой, как затеять пироги, испечь блины, чаще знают те, кто в кибернетике как раз плохо разбирается. Наверняка такой крен в сторону интеллекта и профессионализации оправдан требованиями момента и лежит, как говорят, в русле века... Отвращение к домашнему труду, это уж точно, может отравить жизнь, если человек этого труда не терпит, а избавиться от него не может. Поэтому осмелюсь высказать мысль, что огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не только по объективным, но и по субъективным причинам, а также из-за многих неясностей, сомнений и даже теоретических недоговоренностей по поводу того, как же и с какой стороны смотреть на быт.

    Многое в нашей домашней суете постепенно заменяется общественной услугой, но многое и остается - по причинам самым разнообразным. Очевидно, так и будет, пока жива семья. Не будем лишний раз твердить: быт - это, знаете ли, ужасно! Это так засасывает! Засасывает плохо организованный и плохо продуманный быт, где нет и намека на взаимопомощь и кооперацию усилий взрослых и подрастающих членов семьи, где женщина превращена в прислугу. К тому же неумехи и распустехи того и другого пола состоят в большем бытовом рабстве, чем расторопные толковые люди, у которых руки на все годятся.

    Кузнецова Л. Тепло домашних пирогов
    / / Будь счастлив. - м.. 1 990. - с. 272 - 273.

    Вопросы и задания к источнику

    1. Как, по мысли автора, связаны высота интеллекта и налаженность быта?
    2. Автор пишет, что «огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не только по объективным, но и по субъективным причинам». Приведите несколько примеров, иллюстрирующих эти слова автора.
    3. Опираясь на текст источника и параграфа, укажите, каким требованиям должен соответствовать быт современного человека.

     

     

     

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru