|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕГражданское совершеннолетиеС 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государства
гражданин России может самостоятельно осуществлять
в полном объеме свои права и обязанности. Сегодня наш
Основной закон гарантирует каждому, как вы уже знаете,
широкий спектр прав и свобод: гражданские и социально-
экономические права (право на собственность, свободный
труд, образование, охрану здоровья и др.), политические
права (право на объединение, участие в управлении государством,
право избирать и быть избранным), личные права
(право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность,
право на свободу передвижения и др.), а также свободу совести,
мысли и слова, средств массовой информации.
Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может вступить в законный брак. Вместе с тем при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) местные органы власти вправе снизить брачный возраст. Полная правоспособность предполагает не только возможность использовать права, но и необходимость выполнять определенный круг гражданских обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях, своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников истории и культуры. Обязательным является получение основного общего образования. Долгом граждан России является защита Отечества. Законом предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат мужчины - граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу. Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет положение молодого человека в обществе и существенно расширяет его возможности. Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции). В дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие другие. Однако в юности, как отмечают психологи, многие из
новых ролей не усваиваются всерьез и окончательно, а как
бы примериваются, испытываются. Молодости свойственно
искать, выбирать, пробовать. И старшие поколения как бы
резервируют за молодыми «право на ошибку», на некий необдуманный
поступок или рискованное предприятие: «Молодому
ошибка - улыбка, старому - горькая слеза»,
«Молодо-зелено - погулять велено», «Молод бывал - и со
грехом живал». Но такая широта выбора социальных ролей
и высокая степень свободы молодых утвердились в обществе
сравнительно недавно.
Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantis - младенческий, детский). Инфантилизм - это стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы других о себе, пониженная критичность по отношению к себе, отсутствие ответственности за свои поступки. Очевидно, что такие проявления не редкость в молодежной среде. Вместе с тем сам факт обретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.
|
|
|