Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Политические системы диктаторского типа

Суть политической системы диктаторского типа выражается уже самим термином «диктатура» (от лат. dictatura, т. е. неограниченная власть). Диктаторские системы при всех их отличиях друг от друга едины в неприятии демократических принципов управлени я, политического плюрализма (от лат. pluralis - множественный). Для них характерно отсутствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права. В рамках политических систем диктаторского типа принято выделять авторитарные и тоталитарные политические системы.

Авторитарные политические системы представляют собой один из наиболее распространенных в истории типов политических систем. Авторитаризму присущи доминирование структур государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной.

На сегодняшний день существует множество всевозможных классификаций авторитарных режимов. В основном подобные режимы распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Они стояли у власти в тех европейских странах (Испания, Португалия, Греция до антидиктаторских революций середины 1970-х гг.), которые существенно отставали от главных индустриальных держав по уровню развития.

Ряд авторов в этой связи полагают возможным даже именовать авторитарные режимы диктатурами развития, которые активизируют и мобилизуют потенциал перемен в обществе. Однако на самом деле авторитарные системы неоднородны по своим сущностным характеристикам. Принято разделять авторитарные системы по меньшей мере на два основных типа - традиционные авторитарные системы личной власти или олигархического плана и так называемый новый авторитаризм, нередко действительно активно эксплуатирующий лозунг социальных и политических перемен. Политологи выдвигают и другие типы авторитарных систем.

В первом случае власть сосредоточена в руках абсолютного монарха либо нескольких богатейших семейств или родовых кланов, которые одновременно контролируют экономическую и политическую жизнь страны. Что касается так называемого нового авторитаризма, то он вырастает на основе выдвижения на политическую арену новых социальных слоев, которые опираются на поддержку военных или сами являются выходцами из военной среды. Уместно вспомнить здесь авторитарные системы, сложившиеся во второй половине ХХ в. в ряде стран Азии и Африки.

Политологи предлагают и другие типологии авторитарных систем. При всех различиях и необычайном разнообразии авторитарных систем можно выделить некие общие для них черты.

  1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек (автократ - абсолютный монарх, диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.).
  2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы принимаются по усмотрению правящей элиты.
  3. Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. Правящая группа или авторитарный политический лидер могут и не прибегать к насилию и массовым репрессиям. Более того, они могут быть популярны среди широких слоев населения. Однако при авторитаризме алгоритм поведения может быть изменен в любой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонентами.
  4. Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.
  5. Относительная закрытость правящей элиты, рекрутирование членов политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

Тоталитаризм ( о т лат. totalitas - весь, целый, полный) - понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем ХХ в., основанных на всеобщем проникновении моноидеологии (единственной разрешенной идеологии) в политическую, экономическую, социальную, культурную подсистемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии- государства. При этом от предшествующих исторических форм деспотизма тоталитаризм отличает не только технически обусловленная высокая степень контроля за поведением отдельных индивидов и масштаб репрессий, но и своеобразная революционность идеологической утопии, нацеленной на преодоление реальных или мнимых недостатков и противоречий старого порядка, построение нового общества, формирование нового человека.

В современной научной литературе принято различать два основных варианта тоталитаризма - правый и левый. Определяющие различия между ними лежат в специфике положенных в основу соответствующих режимов идеологий. На правом фланге идейно-политического спектра выделяются фашистский и национал -социалистический режимы в Италии и Германии, на левом - диктатуры в странах коммунистического блока. Все тоталитарные системы обладают целым набором основополагающих элементов, в числе которых:

  • наличие моноидеологии, определяющей абсолютную познанную цель развития социума;
  • господство одной революционной по своей идеологической ориентации и организационным основам партии «нового типа»;
  • слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур;
  • поглощение этой партией - государством общества практически во всех его автономных проявлениях;
  • физический и моральный террор.

Этими элементами и определяется тоталитарное системное качество.

В описании мыслителей русского зарубежья, а также ряда западных исследователей тоталитаризм приобретал черты почти совершенной «идеократии» - господства некой абстрактной универсальной идеи над всеми сторонами жизни общества. В работах ряда других авторов к середине 1950-х гг. подведен некоторый промежуточный итог всему предшествующему периоду изучения феномена тоталитаризма. Эти авторы исходили в своих построениях из двух основных постулатов:

  1. нацизм и коммунизм сходны в своих базовых характеристиках;
  2. политическая система тоталитаризма не имеет исторических аналогов и является таким образом абсолютно уникальной.

К числу определяющих признаков тоталитаризма относилось наличие:

  1. единой официальной идеологии;
  2. единственной массовой партии;
  3. системы террористического полицейского контроля над населением страны;
  4. технологически обусловленного контроля над средствами информации и коммуникации;
  5. контроля государства над всеми средствами вооруженной борьбы;
  6. централизованного руководства и почти полного контроля над экономикой.

Уникальность тоталитарной политической системы состоит в том, что ей свойственно отсутствие механизма обратной связи. Такие системы определяются как закрытые и неустойчивые. Очень важным становился аспект изучения механизма «запаздывания» в принятии тех или иных решений, свойственного любой политической системе, но с особой силой проявляющегося в условиях жесткой централизаци и, присущей тоталитаризму.

Исследователи отмечали, что в условиях непрерывного роста информационных потоков технически невозможно осуществлять более или менее эффективное руководство сложной системой из единого центра, и поэтому изменения системы неизбежны уже в ближайшем будущем. Причем характер этих изменений находится в прямой зависимости от степени адаптивности системы и может принять форму либо перераспределения властных ресурсов и полномочий с упором на децентрализацию, либо коллапса тоталитарной системы, не имеющей иммунитета против распада и дезинтеграции.

Отличительной чертой тоталитаризма является безраздельное доминирование политической сферы в жизни социума при утрате всеми иными подсистемами общества собственной функциональной и институциональной автономии.

При тоталитаризме происходит формирование нового типа взаимоотношений различных сфер человеческой деятельности, характеризующегося доминированием политики над областью духовной культуры, обществом и экономикой, беспрецедентным господством политического над индивидуально- личным началом.

Особое место в процессах становления тоталитарных систем занимала, как уже говорилось, тоталитарная идеология. В результате систематического упрощения социальной реальности революционно- преобразующая по своей сути тоталитарная идеология формирует у своих приверженцев специфическую картину мира. При этом не имеет никакого значения «отправной пункт» идеологических построений - идеи неизбежности социального прогресса (как в коммунизме) или противостояния всеобщему упадку и разложению (как в национал-социализме). Философия исторического процесса и в том и в другом случае оказывается почти идентичной. История мыслится как процесс кристаллизации у противоположных полюсов сил добра и зла и находит разрешение в окончательной исторической победе первых над последними.

Решающее отличие тоталитарной системы от любой другой как раз и состоит в том, что определяемая идеологически политика получает опору не в обществе (как в либерально- демократической модели) и не в неких элитных группах и слоях населения либо традиционных институтах (как это имеет место в авторитарных режимах), а во внешнем по отношению к обществу универсальном принципе, который навязывается последнему. Именно поэтому исповедуемая идеология играет главную роль в рамках любой тоталитарной системы. Идеологизация общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории все экономические и социальные процессы стали ее неотъемлемой частью.

При всей значимости идеологического фактора для становления и обеспечения бесперебойного функционирования тоталитарной политической системы институциональным ядром системы выступала партия, одновременно являвшаяся проводником и носителем моноидеологии. Будучи ядром, или, точнее, стержнем, пронизывающим все уровни политической системы, партия выполняла целый ряд жизненно важных для нормальной жизнедеятельности системы функций, таких как функции интеграции, управления, мобилизации масс, контроля над всеми общественными организациями и ассоциациями.

Таким образом, необходимо помнить, что, говоря о политической системе тоталитаризма, мы прежде всего имеем в виду изучение слитых воедино структур партии государства. Всесильная власть выступает здесь главным гарантом тотального идеологического контроля. А политическая система, точнее, партийно-государственная организация общества, служит стержнем жесткой социальной иерархии.

Тоталитаризм в его коммунистической разновидности приобрел довольно значительную популярность в мире. Однако история н аглядно продемонстрировала обреченность закрытых и негибких систем подобного типа. Не случайно таких режимов к началу XXI в. почти не осталось.

Тоталитарные системы оказались неспособны адаптироваться к изменениям на мировой политической арене и в мировой экономике. Их возможности оказались жестко ограничены идеологическими догмами.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru