Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Политический режим

Вопрос о том, что такое политический режим, является одним из самых запутанных в современной политической науке. В публицистике, а нередко и в научной литературе понятия политическая система и политический режим используются в качестве взаимозаменяемых. Например, говорят о президентском режиме и президентской системе, парламентском режиме и парламентской системе. Так в чем же различие между этими принципиальными понятиями политического анализа?

Главное различие состоит в том, что тип политической системы определяется фундаментальными принципами ее организации. Что же касается политических режимов, то их различия выявляются внутри тех или иных типов политических систем по характеру соотношения ветвей власти, организации политических институтов, по формам и методам осуществления власти.

В политической науке сложились по меньшей мере две традиции в осмыслении понятия «политический режим». Различия между этими традициями весьма существенны. В первом случае акцент делается на формально-юридических аспектах функционирования политической системы. Во втором случае внимание фокусируется на особенностях политики как процесса.

Первое направление принято именовать институциональным. Его сторонники склонны отождествлять политический режим с таким понятием, как форма правления. В этом случае все существующие формы политического устройства можно довольно четко подразделить на монархические и республиканские режимы. В свою очередь в монархических рамках можно выделить режимы абсолютной, ограниченной и конституционной монархии. Республиканские режимы принято подразделять на президентские и парламентские.

Второе направление анализа политических режимов концентрирует внимание на способах и средствах осуществления политической власти. В фокусе внимания исследователей при этом оказываются доминирующие идеологии; типы политической культуры общества; наличие или отсутствие многопартийности, легальной оппозиции, разделения властей; роль институтов гражданского общества; взаимоотношения элит и масс в политическом процессе; доступ масс к участию в политике; способы ротации и рекрутирования элит. С учетом названных показателей нередко различают тоталитарные, авторитарные и демократические режимы.

Наличие большого числа определений и подходов не должно помешать обобщению существующих точек зрения и возможности дать интегративное определение политического режима. Правящий класс в рамках любой политической системы может осуществлять свои властные полномочия и регулятивное воздействие только при посредстве политических норм и ценностей, действующих в обществе и содержащих в себе правила поведения, социальные ценности и ориентирующую людей информацию. Иными словами, для того чтобы политическая система, как и любая другая система, могла нормально функционировать, члены политической общности должны принять некоторые базовые процедуры и правила. Они определяют средства урегулирования спорных ситуаций по поводу выдвигаемых политическими субъектами требований в борьбе за достижение определенных целей. Требуется также признать властные полномочия соответствующих политических институтов и структур. Подобный каркас для функционирования политической системы можно обозначить понятием «политический режим».

Политический режим следует соотносить с политической системой и властью. Режим представляет собой организацию власти в рамках той или иной политической системы. Политический режим - это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике.

При этом политические ценности заключают в себе цели и принципы, лежащие в основе политических действий. Например, очевидно, что политические ценности коммунистического и либерально-демократического режимов существенно отличаются друг от друга.

Политические нормы определяют типы ожидаемых процедур, приемлемых в рамках процесса выдвижения и исполнения политических требований, и могут носить как формальный (легальный), так и неформальный характер. К числу формальных норм относятся прежде всего конституционные нормы и нормы, устанавливаемые законодательством той или иной страны. Сложнее обстоит дело с неформальными нормами. Они включают широкий пласт представлений о должном и допустимом, распространенных в рамках того или иного общества, и выступают жестким ограничителем того, что считается допустимым в осуществлении повседневной политической деятельности. Речь идет об обычаях и традициях, представляющих собой передаваемую из поколения в поколение часть политического опыта людей, приобретшего силу неписаного правила.

Политические структуры призваны посредством набора специфических методов осуществления власти обеспечить процесс принятия политических решений, необходимую степень подчинения этим решениям всех участников политического процесса и механизм воплощения данных решений в жизнь.

Политический режим является одной из важнейших характеристик любой политической системы. В рамках тоталитарных политических систем можно четко вычленить правый и левый варианты тоталитаризма. В рамках политической системы авторитаризма довольно четко выделяются режимы однопартийной диктатуры, военные режимы, режимы личной власти, бюрократически-олигархические режимы, традиционные монархии.

Характеристики режима могут существенным образом трансформироваться, не выходя за рамки одной политической системы. Так, многие исследователи говорят о существенных трансформациях режима в рамках советской системы - от сталинского репрессивного режима до брежневского режима «застоя». Точно так же парламентская республика, например, в результате конституционной реформы может превратиться в президентскую, и наоборот. Таким образом, одна и та же политическая система может функционировать в «разных режимах».

    Основные понятия: политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru