Учебник для 7 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 14. Экономика семьи

  • Что такое семейное хозяйство?

В некоторых странах предпринимались попытки ликвидации хозяйств отдельных семей и объединения их в одно общинное хозяйство, где все будут одинаково работать и делить поровну всё произведённое. Какими, по-твоему, могут быть положительные и отрицательные последствия подобных преобразований?

Имущество и доходы семьи

Мы знаем, что без человека экономика невозможна — она появилась вместе с человеком, для удовлетворения его потребностей. При этом сама экономика, развиваясь, оказывает влияние на жизнь общества в целом, на становление каждой личности, на деятельность человеческих коллективов, важнейшим из которых является семья.

У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество, денежные средства. Члены семьи зарабатывают деньги, выполняют домашние обязанности, организуют своё питание, отдых, пополняют и обновляют имущество.

Имущество семьи — это квартира, дом, дача, приусадебное хозяйство, садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и т. д.

На благополучие семьи влияют профессиональные навыки, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения себя и своих родственников средствами к существованию и выполнения домашней работы.

Для семьи важны знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ, возможности для пополнения этих знаний. Например, чтобы готовить еду, необходимо помнить рецепты или иметь под рукой поваренную книгу.

    Проведи исследование на тему «Как ресурсы Интернета помогают в ведении домашнего хозяйства».

Доход семьи — это все денежные средства, получаемые её членами из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии.

Для семей, ведущих фермерское хозяйство или владеющих каким-либо бизнесом (например, рестораном), основным источником дохода может стать часть прибыли предприятия.

Подспорьем для многих является личное подсобное хозяйство, в котором производятся продукты питания, например овощи и фрукты. Это позволяет сократить расходы семьи на питание, а при продаже излишков получить дополнительный доход.

Семья фермера

Во многих странах существует прослойка людей, которых называют рантье. Они нигде постоянно не работают, а безбедно живут на проценты от банковских вкладов, сделанных подчас ещё их предками. А кто-то может получать средства за счёт сдачи внаём квартиры или дома, которыми семья не пользуется.

Доход семьи бывает фиксированным и переменным.

Члены семей с фиксированным доходом получают установленные, не зависящие от качества труда выплаты: денежные оклады, стипендии, пенсии. А достаток семей с переменным доходом может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменении количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности своего предприятия, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи, и т. п.

Как связаны между собой доходы, потребности и трудовая деятельность членов семьи? Большинство семей живут в условиях ограниченных доходов, не позволяющих удовлетворить постоянно растущие потребности домочадцев. Естественным в данной ситуации может стать усиление трудовой активности, т. е. поиск возможностей для дополнительного заработка, или отказ от удовлетворения каких-то потребностей.

    Семья должна соотносить свои доходы и потребности, выстраивая их по степени важности.

К сожалению, в современной России многие семьи живут бедно. Неудивительно, что подростки хотят помочь родителям, заработав дополнительные средства. В свою очередь, есть фирмы, предлагающие им эту возможность.

В соответствии с Трудовым кодексом подросток может с 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время трудиться по договору, выполняя лёгкую работу. При этом продолжительность трудовой смены 14—16-летнего подростка, совмещающего работу с учёбой, не должна превышать 2,5 часа, 16—18-летнего — 3,5 часа в день. Ночной труд запрещается. Работа по договору подростков моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается только в сфере искусства (например, кино, театр, цирк).

Дополнительная работа подростка не должна угрожать его здоровью, мешать обучению в школе.

Что такое семейный бюджет

В выпусках телевизионных новостей, заголовках газет ты наверняка встречал слово «бюджет» (от англ. budget — денежная сумка, кошелёк). Когда-то в Англии бюджетом называли сумку, в которой министр финансов носил деньги и свои отчёты. Со временем словом «бюджет» стали называть отчёт министра финансов перед парламентом.

Рассмотрим современное значение этого слова. Семейный бюджет — предварительно составленная роспись будущих доходов (зарплаты, пенсии, стипендии и т. д.) и расходов (оплата квартиры, покупка продуктов, одежды и проч.) семьи на некоторый период времени.

Бюджетом называют также сумму доходов и расходов, рассчитанную на какое-то время — обычно на месяц, квартал (3 месяца) или год. Таким образом, это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Разумеется, бюджет существует не только у семьи, он есть у любого предприятия, у каждого государства.

Твой бюджет составляют карманные деньги, выдаваемые родителями на неделю или на месяц. Ты можешь истратить их в первый же день, а потом горько сожалеть, что не удалось сходить с друзьями в кино, купить красивую ручку, заколку или компьютерную игру. В решении этой проблемы может помочь составление личного бюджета, т. е. соотнесение предполагаемых доходов и расходов.

    Попытайся представить, что произойдёт, если семья не будет заботиться о своём бюджете.

На что расходуются деньги

Все расходы семьи можно разделить на две группы: обязательные и произвольные.

К обязательным относятся расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг (электричества, газа, отопления, водоснабжения), транспорт, лекарства.

Произвольные расходы связаны с повышенным количеством и качеством всего перечисленного, а также с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и домашними животными, с организацией досуга и отдыха, с коллекционированием, приобретением предметов роскоши.

Например, затраты на хлеб и молоко являются обязательными, а на экзотические фрукты — произвольными, на телефонную связь (если дома есть телефон) — обязательными, а на услуги сотовой связи и Интернета — произвольными. Необязательными являются затраты на путешествия, приобретение личного автомобиля или драгоценностей.

«Без нужды живёт, кто деньги бережёт» — эта русская пословица в полной мере относится к ресурсам семьи. Возможности каждого отдельного человека и семьи в целом ограничены. Лимитирован не только доход, но и физические, интеллектуальные, материальные возможности, свободное время домочадцев.

    Жил на свете человек
    Андрей Тимофеевич Болотов (1738—1833) был одним из самых известных экономистов-практиков своего времени, основоположником российской агрономической науки, писателем и издателем. Благодаря своим достижениям в домохозяйстве он стал известен окружению Екатерины II, ему было поручено управление несколькими имениями императрицы.

    В воспоминаниях о своей длинной и яркой жизни Андрей Тимофеевич так рассказывает о выработанных ещё в начале самостоятельного хозяйствования принципах: «Не хотя вести домоводство своё так слепо и с таким небрежением, как ведут его многие, а желая организовать его как можно лучше, я завёл всему регулярные записки, переписал все замышляемые дела, все нужные поправления старых вещей и все затеваемые вновь заведения и предприятия и, соображаясь с достатком своим, избирал то, что казалось нужнейшим перед другими вещами... И хотя сначала я многого не знал, книги — всегдашние и наилучшие мои друзья и собеседники — в короткое время всему научили».

    Каковы принципы «домашней экономии» А. Т. Болотова? Соотнеси их с уже прочитанными тобой разделами параграфа. Сформулируй эти принципы, используя выделенные жирным шрифтом термины.

Главное направление рационального ведения домашнего хозяйства — строгий учёт доходов, экономное расходование средств с целью достичь наилучших результатов с наименьшими затратами. Этой цели можно достичь, действуя в двух направлениях: организуя хозяйство совместными усилиями семьи так, чтобы каждый выполнял посильную работу, экономя время и силы остальных; разумно сберегая деньги, имущество семьи и пополняя знания о способах ведения хозяйства. Особенно сложно действовать в первом направлении.

Было бы неправильно относиться к хозяйственным делам в семье как тяжкой повинности, ведь это и забота членов семьи друг о друге, и форма выражения взаимной любви и привязанности, и способ проводить больше времени вместе. Взаимовыручка и полная отдача каждого сплачивают семью и сохраняют силы и средства для совместного досуга (спорт, путешествия, походы в театр и кино, экскурсии и т. п.).

    Сравни, какие виды домашней работы ты мог бы выполнять и какие выполняешь на деле. Есть ли разница?

Проверим себя

  1. Из чего состоит имущество семьи? 2. Из чего складываются доходы семьи? 3. О каких значениях понятия «бюджет» ты узнал? 4. Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?

В классе и дома

  1. Выясни основные источники дохода твоей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным и почему?
  2. К какой группе расходов можно отнести затраты на приобретение книг, посещение кинотеатров, выставок, занятия плаванием в бассейне? Свой ответ объясни.
  3. Вспомни и запиши свои расходы за последнюю неделю (месяц). Какие из них были неотложными, какие можно было бы отложить, а какие вообще являются ненужными? Соотнеси расходы по этим трём группам и подумай, рационально ли ты планируешь свой бюджет.
  4. В России традиционно главой дома считался мужчина (старший мужчина в доме), а остальные домочадцы должны были подчиняться его воле. Подумай, почему установился такой обычай. Применим ли данный принцип к организации быта современной семьи? Поясни свой ответ.
  5. Одна семейная пара в течение 40 лет вела книгу учёта семейных разногласий. Были зарегистрированы 9192 ссоры, из которых 1879 произошли из-за недовольства мужа качеством приготовленной женой пищи, 1450 — из-за его же претензий к расходованию женой средств семейного бюджета, 981 — из-за обиды жены на мужа, нарушающего чистоту в квартире. Что ты можешь сказать о распределении обязанностей в этой семье? Подумай, как можно было бы уменьшить количество ссор.
  6. Можно ли выделить исключительно «мужские» и «женские» сферы в ведении семейного хозяйства? Свой ответ поясни.
  7. Вспомни сказку про Золушку, которую злая мачеха заставляла без устали трудиться по дому. Подумай, кому мачеха причиняла больший вред — Золушке или своим дочерям. Свой ответ объясни. Прочитай краткие характеристики домашнего хозяйства известных персонажей произведений Н. В. Гоголя. Насколько рационально велось хозяйство? Мог бы ты предложить какие-нибудь усовершенствования? Свои выводы объясни.
    1. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Её дом был совершенно похож на химическую лабораторию». Б. «Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор... В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щётка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».
    2. «У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба... у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин... высушенными рыбами и всякой овощью... наготовлено было на запас всякого дерева и посуды... Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни... и всё, что ни попадалось ему... тащил к себе».

Практикум

  1. Подготовьте и проведите в классе конкурс плакатов «Товар XXI века». Дайте обоснование экономических и потребительских преимуществ выбранного товара.
  2. Подготовь сообщение на тему «Использование информационных технологий в школе». Узнай о возможностях использования интернет-ресурсов в образовании. Как информационные технологии помогают учащимся в обучении, преподавателям в разработке и реализации учебных планов, администрации в усовершенствовании организации учебного заведения?
  3. Разработайте с одноклассниками «Памятку покупателю», в которой поместите советы, как себя рационально вести при покупке товара. В ней могут быть следующие разделы: «Как купить товар», «Как сэкономить деньги», «Права и обязанности потребителя» и др. В устной презентации обоснуйте разработанные рекомендации.
  4. Посети различные торговые организации в своём районе: рынок, продовольственный магазин, крупный универсам. Узнай цены на чаще всего приобретаемые твоей семьёй товары: молоко, хлеб, картофель. Сравни полученные данные. Объясни, почему цены на одни и те же товары разные. Сделай выводы о том, что влияет на цену того или иного товара.
  5. Исследователи российского предпринимательства выделяют основные мотивы участия в этой деятельности: обретение самостоятельности и независимости, реализация профессиональных способностей, достижение материального успеха, полезность выполняемой работы и авторитет в глазах окружающих.
    Проведи опрос среди сверстников: что может привлекать сегодня молодёжь в бизнесе? Каковы главные мотивы участия в предпринимательстве? Что препятствует выбору этой деятельности? Нужно ли уже сегодня школьникам овладевать знаниями и умениями, необходимыми для самостоятельной, инициативной деятельности? Где и как можно начать к ней готовиться?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru