Назовите все известные вам виды природных ресурсов.
Докажите, что и в условиях научно-технического прогресса сохраняется зависимость человека от природы.
Что такое географический прогноз? Приведите примеры географических прогнозов. Известны ли вам какие-либо географические прогнозы для вашей республики (края, области)?
Какие природные условия принято считать экстремальными для жизни и деятельности человека? Где в нашей стране находятся территории с экстремальными условиями? Как они осваиваются?
Какие природные условия считаются комфортными для жителя средней полосы?
Что необходимо знать и уметь, чтобы бороться со стихийными явлениями природы? Какие стихийные явления характерны для вашего края? Какие меры принимаются по борьбе с ними?
Как влияет деятельность человека на природу? Приведите примеры, характерные для вашей местности.
Практическая работа № 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
Ученые подсчитали, что для поддержания жизни одного человека необходима следующая территория:
примерно 100 м2 жилых и производственных помещений;
100 м2 под инфраструктуру (дороги, линии энергопередачи и т. п.);
12 тыс. м2 пастбищ и сенокосов;
4,6 тыс. м2 сельскохозяйственных полей;
700 м2 леса для поглощения выделяемой углекислоты и получения кислорода.
Население Севера России — 9,3 млн чел., площадь территории — 11 млн км2. Следует ли из этих данных, что на Севере нашей страны наиболее благоприятные условия для поддержания жизни человека? Обоснуйте свой ответ, анализируя карты атласа и учебника.
Используя эти данные, сравните Урал и Дальний Восток и оцените эти территории с точки зрения условий жизни населения.
Практическая работа № 14. Составление карты «Природные уникумы России» (работа выполняется по желанию). Выпишите все природные уникумы России, упоминаемые в учебнике.
Найдите их на карте в атласе. Нанесите их на контурную карту.
Придумайте различные условные обозначения, составьте подробную легенду.
Практическая работа № 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.
По картам учебника и атласа определите, какие экологические проблемы характерны для региона. Какой процент территории подвержен экологическим проблемам?