Работа 5. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора
Задание 1. Вставка рисунка из файла
Откройте текстовый процессор.
Наберите следующий текст:
Вставьте в созданный вами документ рисунок Ал-Хорезми.bmp из папки Заготовки (Вставка - Рисунок ...);
Приведите документ к следующему виду:
Для этого:
1) (для Windows) с помощью контекстного меню рисунка вызовите диалоговое окно Формат рисунка;
2) (для Windows) на вкладке Положение для параметра Обтекание установите значение вокруг рамки, для параметра Горизонтальное выравнивание — значение по правому краю;
3) (для Windows) при необходимости перетащите рисунок в нужное место.
1) (для Linux) с помощью контекстного меню рисунка вызовите команду Обтекание; поэкспериментируйте с режимами обтекания и выберите нужный;
2) (для Linux) с помощью контекстного меню рисунка вызовите команду Выравнивание; поэкспериментируйте с режимами выравнивания и установите нужный.
Сохраните созданный вами документ в личной папке под именем Учёный.
Выясните, как связано имя Ал-Хорезми с важнейшим понятием информатики «алгоритм». Попытайтесь найти нужную информацию в сети Интернет. В случае затруднения нужную информацию можно найти в файле Происхождение терминa.doc (папка Заготовки). Добавьте 2-3 предложения по этому вопросу в созданный вами документ.
Сохраните изменения в том же файле и завершите работу с программой.
Задание 2. Шуточный рассказ в картинках
Откройте файл Шутка.doс (Шутка.odt) из папки Заготовки:
В начале освоения текстового процессора я боялся, как ... и был неповоротлив, как .... Задания выполнял медленно, как ....
На протяжении многих дней я был упрям, как ...и трудолюбив, как ....
Теперь, когда я сижу за компьютером, я ощущаю себя свободно, как ... в небе. Я ориентируюсь в панелях инструментов текстового процессора, как ...в воде. Я смел в выборе пунктов меню, как ....
Сегодня я спокоен, как ... и мудр, как ... .
Замените пропуски подходящими по смыслу рисунками. При необходимости измените параметры рисунков с помощью команд контекстного меню рисунка.
Сохраните файл в личной папке и завершите работу с программой.
Задание 3 (для Windows). Создаём декоративные надписи
Откройте текстовый процессор.
На вкладке Вставка в группе Текст активизируйте инструмент WordArt для вставки декоративного текста в документ. Рассмотрите варианты декоративных надписей.
Щёлкните мышью на понравившемся вам варианте надписи. Рассмотрите раскрывшееся диалоговое окно Изменение текста WordArt. В нём можно выбирать шрифт, его размер и начертание. Нажав клавишу Delete, очистите рабочее поле.
Введите текст надписи «ШКОЛА» и щёлкните на кнопке ОК.
Самостоятельно создайте ещё три варианта надписей.
Созданные надписи можно перемещать, удалять, изменять. Для этого надпись нужно выделить. Выделите одну из надписей — поместите на нее указатель мыши и выполните щелчок левой кнопкой мыши. Надпись выделена, если вокруг неё появилась рамочка с квадратиками. Чтобы снять выделение, можно щелкнуть в любом месте вне надписи.
Измените расположение надписей на экране. Для этого:
выделите произвольную надпись;
удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетащите надпись в другое место.
Оставьте на экране самую удачную надпись, а все другие удалите. Для этого:
выделяйте надписи;
нажимайте клавишу Delete.
Выделите надпись. Обратите внимание на ставшую доступной вкладку Работа с объектами WordArt. С её помощью можно полностью изменить исходную надпись. Попытайтесь это сделать самостоятельно.
Сохраните файл в личной папке под именем Школа и закройте программу.
Задание 3 (для Linux). Создаем декоративные надписи
Откройте текстовый редактор OpenOffice.org Writer.
Установите панель Рисование, щёлкнув на кнопке Функции рисования панели Стандартная или выполнив команду Вид — Панели инструментов - Рисование.
На панели Рисование найдите кнопку Галерея текстовых эффектов, с помощью которой можно создавать различные красочные надписи. Щёлкните мышью на кнопке Галерея текстовых эффектов, щелчком выберите понравившийся текстовый эффект и нажмите кнопу ОК. На экране появится красочная надпись, окружённая восемью квадратиками-маркерами.
Нажмите на клавишу Delete, надпись должна исчезнуть.
Повторите пункт 3. Чтобы заменить стандартный текст надписи своим, выполните двойной щелчок на созданном объекте. Удалите слово Fontwork и введите свой текст.
Для выхода из режима редактирования текста достаточно щёлкнуть мышью вне редактируемого поля либо нажать клавишу Esc.
Поэкспериментируйте с инструментами панели Текстовые эффекты:
Внимание! Вы можете преобразовывать только выделенный объект, заключённый в рамку из маркеров-квадратиков. Чтобы выделить надпись, достаточно щёлкнуть на ней мышью при нажатой клавише Shift.
Последовательно наводите указатель мыши на маркеры и наблюдайте, как меняется его форма. Перетаскивая поочерёдно маркеры, попытайтесь изменить размеры надписи.
Попытайтесь перетащить жёлтый ромбик, находящийся рядом с надписью, и проследите за тем, как изменяется её форма.
С помощью инструментов панели Свойства рисунка измените толщину и цвет линий, цвет заливки надписи.
Сохраните файл в личной папке под именем Школа и закройте программу.
Задание 4 (для Windows). Прямоугольники
Откройте текстовый процессор Word.
Перейдите на вкладку Вставка. В группе Иллюстрации щёлкните на кнопке Фигуры, предназначенной для вставки готовых фигур — прямоугольников, кругов, стрелок, линий и пр. Внизу открывшегося меню выберите пункт Создать новое полотно.
С помощью инструмента Прямоугольник нарисуйте прямоугольник:
Измените размеры прямоугольника; удалите прямоугольник; попытайтесь изобразить небольшой квадрат (вспомните, как вы строили квадраты в графическом редакторе Paint).
Скопируйте квадрат в буфер обмена (вкладка Главная). Разместите три копии квадрата рядом с оригиналом:
Поочерёдно выделяя каждый из квадратов, подбирайте по своему усмотрению цвет заливки (инструмент Заливка фигуры) и закрашивайте его.
Инструментом Выбор объектов (Главная - Редактирование — Выделить - Выбор объектов) выделите все четыре квадрата:
Скопируйте выделенный фрагмент в буфер обмена. Четыре копии фрагмента (четыре ряда квадратов) разместите под оригиналом.
Поэкспериментируйте с различными вариантами заливки (текстура, рисунок градиентная) второго ряда квадратов:
Измените тип и цвет линии границы каждого из четырёх квадратов третьего ряда, например, так:
Четвёртый ряд квадратов преобразуйте к следующему виду:
Для этого:
щёлкните на фигуре, которую следует повернуть;
маркер поворота (зелёный кружок со стрелкой в верхней части выбранной фигуры) перетащите в нужном направлении.
Измените положение и наложение квадратов четвертого ряда по образцу:
Сгруппируйте четыре последних квадрата в единый объект. Для этого:
активизируйте кнопку Выбор объекта и с её помощью очертите прямоугольник, полностью вмещающий выполненный вами рисунок;
выполните команду Средства рисования - Формат - Упорядочить - Группировать.
Уменьшите размеры полученного объекта и разместите на экране три его копии. Отразите объекты слева направо и сверху вниз:
Сохраните результат в личной папке под именем Квадраты.
Рассмотрите панель Рисование. По всплывающим подсказкам узнайте назначение каждого элемента этой панели.
С помощью инструмента Прямоугольник нарисуйте прямоугольник:
Воздействуя на маркеры, измените размеры прямоугольника; удалите прямоугольник; попытайтесь изобразить небольшой квадрат (вспомните, как вы строили квадраты в графическом редакторе KolourPaint).
Скопируйте квадрат в буфер обмена. Разместите три копии квадрата рядом с оригиналом:
Внимание! Копия объекта вставляется непосредственно над исходным объектом. Поэтому после операции вставки перетаскивайте полученный объект в нужное место.
Установите панель инструментов Линия и Заливка. Поочерёдно выделяя каждый из квадратов щелчком мышью, подберите им по своему усмотрению цвета заливки.
Инструментом Выделить выделите все четыре квадрата:
Скопируйте выделенный фрагмент в буфер обмена. Четыре копии фрагмента (четыре ряда квадратов) разместите под оригиналом.
Поэкспериментируйте с различными вариантами заливки (невидимая, градиент, штриховка, текстура) внутренней области квадратов второго ряда:
Измените стиль, толщину и цвет линии границы каждого из квадратов третьего ряда следующим образом:
В группе Эффекты на панели Рисование найдите инструмент Повернуть. С его помощью поверните два квадрата в четвёртом ряду. Воспользуйтесь инструментом Тень для следующего преобразования квадратов четвёртого ряда:
С помощью инструмента Расположить измените расположение квадратов пятого ряда по образцу:
Сгруппируйте четыре последних квадрата в единый объект. Для этого:
активизируйте кнопку Выбор объекта и с её помощью очертите прямоугольник, полностью вмещающий выполненный вами рисунок;
выполните команду Средства рисования - Формат - Упорядочить - Группировать.
Уменьшите размеры полученного объекта и разместите на экране три его копии. Отразите объекты слева направо и сверху вниз:
Сохраните результат в личной папке под именем Квадраты.
Задание 5. Дом
В текстовом процессоре откройте файл Домик.doc (Домик.odt) из папки Заготовки. На экране появится рисунок:
Выделите рисунок — щёлкните левой кнопкой внутри области рисунка. В контекстном меню рисунка выполните команду Группировка - Разгруппировать. Рисунок «рассыплется» на несколько составных частей, каждая из которых будет окружена маркерами.
Щёлкните вне области рисунка — все маркеры исчезнут. Поочерёдно щелкните на крыше, окне и стенах домика и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, растащите их в разные стороны.
Из полученных частей, как из деталей конструктора, соберите большой дом.
Для этого:
скопируйте фрагмент «стена» в буфер обмена и разместите на экране еще 9 таких копий;
разместите в нужных местах 9 копий фрагмента «окно» и 5 копий фрагмента «крыша»;
с помощью инструментов Прямоугольник и Заливка фигуры нарисуйте закрашенный прямоугольник — дверь;
для правильной компоновки фрагментов используйте возможности их перемещения на задний план, назад, вперёд, на передний план.
Сгруппируйте созданный объект.
По своему усмотрению измените размеры рисунка.
Сохраните результат в личной папке под именем Дом и закройте программу.
Задание 6. Работа с готовыми фигурами
В текстовом процессоре создайте новый документ.
Рассмотрите имеющиеся варианты готовых фигур (автофигур). Из них мы будем собирать орнамент.
Придумайте и соберите из готовых фигур фрагмент, который будет многократно повторяться в орнаменте. Например, такой:
По своему усмотрению измените границу, заливку и другие свойства автофигур. Чтобы закрасить автофигуру, её следует выделить (щелчок левой кнопкой мыши) и указать цвет заливки.
Сгруппируйте созданный фрагмент.
В случае необходимости уменьшите фрагмент так, чтобы его можно было 3-4 раза разместить в ряд на странице.
Сделайте ещё одну копию фрагмента. Отразите его слева направо.
Копируя и вставляя исходный фрагмент и его зеркальное отражение, получите изображение, содержащее 3 ряда по 3-4 фрагмента в каждом ряду.
С помощью инструмента Прямоугольник изобразите большой прямоугольник (Нет заливки, Толщина контура — 6 пт), так чтобы орнамент оказался внутри него:
Сохраните результат в личной папке под именем Орнамент и закройте программу.
Теперь вы умеете
вставлять в текстовые документы рисунки и изменять их свойства;
создавать, изменять и перемещать декоративные надписи в текстовом процессоре;
создавать простые графические объекты (фигуры) в текстовом процессоре;
выделять графические объекты (фрагменты), перемещать и удалять их;
редактировать графические объекты: изменять размеры и поворачивать, изменять цвет заливки, тип и цвет линии границы;
копировать и размножать графические фрагменты;
собирать сложные объекты из простых: устанавливать порядок следования, группировать;