Учебник для 6 класса

ИНФОРМАТИКА

       

Работа 5. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора

Задание 1. Вставка рисунка из файла

  1. Откройте текстовый процессор.
  2. Наберите следующий текст:

  3. Вставьте в созданный вами документ рисунок Ал-Хорезми.bmp из папки Заготовки (Вставка - Рисунок ...);
  1. Приведите документ к следующему виду:

    Для этого:

      1) (для Windows) с помощью контекстного меню рисунка вызовите диалоговое окно Формат рисунка;

      2) (для Windows) на вкладке Положение для параметра Обтекание установите значение вокруг рамки, для параметра Горизонтальное выравнивание — значение по правому краю;

      3) (для Windows) при необходимости перетащите рисунок в нужное место.

      1) (для Linux) с помощью контекстного меню рисунка вызовите команду Обтекание; поэкспериментируйте с режимами обтекания и выберите нужный;

      2) (для Linux) с помощью контекстного меню рисунка вызовите команду Выравнивание; поэкспериментируйте с режимами выравнивания и установите нужный.

  2. Сохраните созданный вами документ в личной папке под именем Учёный.
  3. Выясните, как связано имя Ал-Хорезми с важнейшим понятием информатики «алгоритм». Попытайтесь найти нужную информацию в сети Интернет. В случае затруднения нужную информацию можно найти в файле Происхождение терминa.doc (папка Заготовки). Добавьте 2-3 предложения по этому вопросу в созданный вами документ.
  4. Сохраните изменения в том же файле и завершите работу с программой.

Задание 2. Шуточный рассказ в картинках

  1. Откройте файл Шутка.doс (Шутка.odt) из папки Заготовки:

      В начале освоения текстового процессора я боялся, как ... и был неповоротлив, как .... Задания выполнял медленно, как ....

      На протяжении многих дней я был упрям, как ...и трудолюбив, как ....

      Теперь, когда я сижу за компьютером, я ощущаю себя свободно, как ... в небе. Я ориентируюсь в панелях инструментов текстового процессора, как ...в воде. Я смел в выборе пунктов меню, как ....

      Сегодня я спокоен, как ... и мудр, как ... .

  2. Замените пропуски подходящими по смыслу рисунками. При необходимости измените параметры рисунков с помощью команд контекстного меню рисунка.
  3. Сохраните файл в личной папке и завершите работу с программой.

Задание 3 (для Windows). Создаём декоративные надписи

  1. Откройте текстовый процессор.
  2. На вкладке Вставка в группе Текст активизируйте инструмент WordArt для вставки декоративного текста в документ. Рассмотрите варианты декоративных надписей.
  3. Щёлкните мышью на понравившемся вам варианте надписи. Рассмотрите раскрывшееся диалоговое окно Изменение текста WordArt. В нём можно выбирать шрифт, его размер и начертание. Нажав клавишу Delete, очистите рабочее поле.
  4. Введите текст надписи «ШКОЛА» и щёлкните на кнопке ОК.
  5. Самостоятельно создайте ещё три варианта надписей.
  6. Созданные надписи можно перемещать, удалять, изменять. Для этого надпись нужно выделить. Выделите одну из надписей — поместите на нее указатель мыши и выполните щелчок левой кнопкой мыши. Надпись выделена, если вокруг неё появилась рамочка с квадратиками. Чтобы снять выделение, можно щелкнуть в любом месте вне надписи.

  7. Измените расположение надписей на экране. Для этого:
    1. выделите произвольную надпись;
    2. удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетащите надпись в другое место.
  8. Оставьте на экране самую удачную надпись, а все другие удалите. Для этого:
    1. выделяйте надписи;
    2. нажимайте клавишу Delete.
  9. Выделите надпись. Обратите внимание на ставшую доступной вкладку Работа с объектами WordArt. С её помощью можно полностью изменить исходную надпись. Попытайтесь это сделать самостоятельно.

  10. Сохраните файл в личной папке под именем Школа и закройте программу.

Задание 3 (для Linux). Создаем декоративные надписи

  1. Откройте текстовый редактор OpenOffice.org Writer.
  2. Установите панель Рисование, щёлкнув на кнопке Функции рисования панели Стандартная или выполнив команду Вид — Панели инструментов - Рисование.
  3. На панели Рисование найдите кнопку Галерея текстовых эффектов, с помощью которой можно создавать различные красочные надписи. Щёлкните мышью на кнопке Галерея текстовых эффектов, щелчком выберите понравившийся текстовый эффект и нажмите кнопу ОК. На экране появится красочная надпись, окружённая восемью квадратиками-маркерами.

  4. Нажмите на клавишу Delete, надпись должна исчезнуть.
  5. Повторите пункт 3. Чтобы заменить стандартный текст надписи своим, выполните двойной щелчок на созданном объекте. Удалите слово Fontwork и введите свой текст.

    Для выхода из режима редактирования текста достаточно щёлкнуть мышью вне редактируемого поля либо нажать клавишу Esc.

  6. Поэкспериментируйте с инструментами панели Текстовые эффекты:

    Внимание! Вы можете преобразовывать только выделенный объект, заключённый в рамку из маркеров-квадратиков. Чтобы выделить надпись, достаточно щёлкнуть на ней мышью при нажатой клавише Shift.

  7. Последовательно наводите указатель мыши на маркеры и наблюдайте, как меняется его форма. Перетаскивая поочерёдно маркеры, попытайтесь изменить размеры надписи.
  8. Попытайтесь перетащить жёлтый ромбик, находящийся рядом с надписью, и проследите за тем, как изменяется её форма.
  9. С помощью инструментов панели Свойства рисунка измените толщину и цвет линий, цвет заливки надписи.

  10. Сохраните файл в личной папке под именем Школа и закройте программу.

Задание 4 (для Windows). Прямоугольники

  1. Откройте текстовый процессор Word.
  2. Перейдите на вкладку Вставка. В группе Иллюстрации щёлкните на кнопке Фигуры, предназначенной для вставки готовых фигур — прямоугольников, кругов, стрелок, линий и пр. Внизу открывшегося меню выберите пункт Создать новое полотно.
  3. С помощью инструмента Прямоугольник нарисуйте прямоугольник:

  4. Измените размеры прямоугольника; удалите прямоугольник; попытайтесь изобразить небольшой квадрат (вспомните, как вы строили квадраты в графическом редакторе Paint).
  5. Скопируйте квадрат в буфер обмена (вкладка Главная). Разместите три копии квадрата рядом с оригиналом:

  6. Поочерёдно выделяя каждый из квадратов, подбирайте по своему усмотрению цвет заливки (инструмент Заливка фигуры) и закрашивайте его.
  7. Инструментом Выбор объектов (Главная - Редактирование — Выделить - Выбор объектов) выделите все четыре квадрата:

  8. Скопируйте выделенный фрагмент в буфер обмена. Четыре копии фрагмента (четыре ряда квадратов) разместите под оригиналом.
  9. Поэкспериментируйте с различными вариантами заливки (текстура, рисунок градиентная) второго ряда квадратов:

  10. Измените тип и цвет линии границы каждого из четырёх квадратов третьего ряда, например, так:

  11. Четвёртый ряд квадратов преобразуйте к следующему виду:

    Для этого:

    1. щёлкните на фигуре, которую следует повернуть;
    2. маркер поворота (зелёный кружок со стрелкой в верхней части выбранной фигуры) перетащите в нужном направлении.
  12. Измените положение и наложение квадратов четвертого ряда по образцу:

  13. Сгруппируйте четыре последних квадрата в единый объект. Для этого:
    1. активизируйте кнопку Выбор объекта и с её помощью очертите прямоугольник, полностью вмещающий выполненный вами рисунок;
    2. выполните команду Средства рисования - Формат - Упорядочить - Группировать.
  14. Уменьшите размеры полученного объекта и разместите на экране три его копии. Отразите объекты слева направо и сверху вниз:

  15. Сохраните результат в личной папке под именем Квадраты.

Задание 4 (для Linux). Прямоугольники

  1. Откройте текстовый процессор OpenOffice.org Writer.
  2. Рассмотрите панель Рисование. По всплывающим подсказкам узнайте назначение каждого элемента этой панели.

  3. С помощью инструмента Прямоугольник нарисуйте прямоугольник:

  4. Воздействуя на маркеры, измените размеры прямоугольника; удалите прямоугольник; попытайтесь изобразить небольшой квадрат (вспомните, как вы строили квадраты в графическом редакторе KolourPaint).
  5. Скопируйте квадрат в буфер обмена. Разместите три копии квадрата рядом с оригиналом:

    Внимание! Копия объекта вставляется непосредственно над исходным объектом. Поэтому после операции вставки перетаскивайте полученный объект в нужное место.

  6. Установите панель инструментов Линия и Заливка. Поочерёдно выделяя каждый из квадратов щелчком мышью, подберите им по своему усмотрению цвета заливки.

  7. Инструментом Выделить выделите все четыре квадрата:

  8. Скопируйте выделенный фрагмент в буфер обмена. Четыре копии фрагмента (четыре ряда квадратов) разместите под оригиналом.
  9. Поэкспериментируйте с различными вариантами заливки (невидимая, градиент, штриховка, текстура) внутренней области квадратов второго ряда:

  10. Измените стиль, толщину и цвет линии границы каждого из квадратов третьего ряда следующим образом:

  11. В группе Эффекты на панели Рисование найдите инструмент Повернуть. С его помощью поверните два квадрата в четвёртом ряду. Воспользуйтесь инструментом Тень для следующего преобразования квадратов четвёртого ряда:

  12. С помощью инструмента Расположить измените расположение квадратов пятого ряда по образцу:

  13. Сгруппируйте четыре последних квадрата в единый объект. Для этого:
    1. активизируйте кнопку Выбор объекта и с её помощью очертите прямоугольник, полностью вмещающий выполненный вами рисунок;
    2. выполните команду Средства рисования - Формат - Упорядочить - Группировать.
  14. Уменьшите размеры полученного объекта и разместите на экране три его копии. Отразите объекты слева направо и сверху вниз:

  15. Сохраните результат в личной папке под именем Квадраты.

Задание 5. Дом

  1. В текстовом процессоре откройте файл Домик.doc (Домик.odt) из папки Заготовки. На экране появится рисунок:

  2. Выделите рисунок — щёлкните левой кнопкой внутри области рисунка. В контекстном меню рисунка выполните команду Группировка - Разгруппировать. Рисунок «рассыплется» на несколько составных частей, каждая из которых будет окружена маркерами.
  3. Щёлкните вне области рисунка — все маркеры исчезнут. Поочерёдно щелкните на крыше, окне и стенах домика и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, растащите их в разные стороны.

  4. Из полученных частей, как из деталей конструктора, соберите большой дом.

    Для этого:

    1. скопируйте фрагмент «стена» в буфер обмена и разместите на экране еще 9 таких копий;
    2. разместите в нужных местах 9 копий фрагмента «окно» и 5 копий фрагмента «крыша»;
    3. с помощью инструментов Прямоугольник и Заливка фигуры нарисуйте закрашенный прямоугольник — дверь;
    4. для правильной компоновки фрагментов используйте возможности их перемещения на задний план, назад, вперёд, на передний план.
  5. Сгруппируйте созданный объект.
  6. По своему усмотрению измените размеры рисунка.
  7. Сохраните результат в личной папке под именем Дом и закройте программу.

Задание 6. Работа с готовыми фигурами

  1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
  2. Рассмотрите имеющиеся варианты готовых фигур (автофигур). Из них мы будем собирать орнамент.
  3. Придумайте и соберите из готовых фигур фрагмент, который будет многократно повторяться в орнаменте. Например, такой:

  4. По своему усмотрению измените границу, заливку и другие свойства автофигур. Чтобы закрасить автофигуру, её следует выделить (щелчок левой кнопкой мыши) и указать цвет заливки.
  5. Сгруппируйте созданный фрагмент.
  6. В случае необходимости уменьшите фрагмент так, чтобы его можно было 3-4 раза разместить в ряд на странице.
  7. Сделайте ещё одну копию фрагмента. Отразите его слева направо.
  8. Копируя и вставляя исходный фрагмент и его зеркальное отражение, получите изображение, содержащее 3 ряда по 3-4 фрагмента в каждом ряду.
  9. С помощью инструмента Прямоугольник изобразите большой прямоугольник (Нет заливки, Толщина контура — 6 пт), так чтобы орнамент оказался внутри него:

  10. Сохраните результат в личной папке под именем Орнамент и закройте программу.

Теперь вы умеете

  • вставлять в текстовые документы рисунки и изменять их свойства;
  • создавать, изменять и перемещать декоративные надписи в текстовом процессоре;
  • создавать простые графические объекты (фигуры) в текстовом процессоре;
  • выделять графические объекты (фрагменты), перемещать и удалять их;
  • редактировать графические объекты: изменять размеры и поворачивать, изменять цвет заливки, тип и цвет линии границы;
  • копировать и размножать графические фрагменты;
  • собирать сложные объекты из простых: устанавливать порядок следования, группировать;
  • разделять сложные объекты на составные части.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru