Работа 14. Создаём информационные модели - схемы, графы и деревья
Задание 1. Солнечная система
Откройте файл Солнечная система.doc (Солнечная система.оdt) из папки Заготовки.
(для Windows) На основании имеющейся информации с помощью инструмента Надпись укажите на схеме положение планет. Для этого:
1) на вкладке Вставка в группе Текст выберите инструмент Надпись;
2) выполните команду Нарисовать надпись — указатель мыши примет форму +;
3) для вставки надписи стандартного размера щёлкните в документе;
4) для изменения размеров надписи используйте перетаскивание;
5) перетащите надпись на нужное место;
6) если надпись окружена рамкой, то уберите рамку с помощью контекстного меню (Формат надписи — Цвета и линии — Нет линии).
(для Linux) На основании имеющейся информации с помощью инструмента Текст укажите на схеме положение планет. Для этого:
1) на панели инструментов Рисование нажмите кнопку Текст;
2) переместите курсор при нажатой кнопке мыши до получения текстового поля требуемого размера в любом месте документа, а затем введите или вставьте текст;
3) перетащите надпись на нужное место;
4) если надпись окружена рамкой, то уберите рамку с помощью контекстного меню (Линия — Стиль — Невидимая).
Сохраните результат работы в личной папке под именем Солнечная система1.
Задание 2. Поездка в автобусе
Откройте файл Поездка.dос (Поездка.odt) из папки Заготовки:
Дорисуйте схему отношений при поездке в автобусе. На линиях, обозначающих отношения, подпишите их названия (с помощью глаголов).
Сохраните результат работы в личной папке под именем Поездка1.
Задание 3. Круговорот воды в природе
Будем считать, что круговорот воды в природе обеспечивается взаимодействием следующих объектов: водоёмов (океаны, моря, озёра, водохранилища, пруды и пр.), рек, подземных вод, атмосферы, облаков, почвы, растений.
Представьте круговорот воды в природе в виде графа (семантической сети), в которой вершинами являются перечисленные объекты, а дугами — отношения между ними, обеспечивающие движение воды.
Сохраните результат работы в личной папке под именем Круговорот.
Задание 4. Арифметические выражения
Рассмотрите граф, представляющий процесс вычисления арифметического выражения 5 х (3 + 7) х (8 - 2):
Это дерево, листьями которого являются числа, а прочими вершинами — операции. Дуги связывают вершину-операцию с вершинами-операндами.
Постройте аналогичное дерево для арифметического выражения 6 х 4 + 7 х (9 - 1).
Сохраните результат работы в личной папке под именем Выражение.
Задание 5. Наши конкурсы
Рассмотрите файловую структуру диска, на котором записаны работы участников школьных конкурсов по информационным технологиям (см. с. 96).
Сохраните результат работы в личной папке в файле с именем Конкурсы.
Задание 6. Царство животных
Составьте схему по следующему описанию:
Близкие виды объединяются в один род. Например: ворона, ворон, галка и грач объединены в род Ворон. Близкие роды объединяются в семейства: род Ворон, род Сорока, род Сойка, род Кедровка объединены в семейство Вороновые. В свою очередь, близкие семейства объединяются в отряды. Так, семейство Синицевые, семейство Вороновые, семейство Ласточковые принадлежат отряду Воробьинообразные. Близкие отряды составляют класс. Так, отряд Воробьинообразные, отряд Совооб-разные, отряд Гусеобразные принадлежат к классу Птицы. Близкие классы объединены в типы. Так, класс Птицы, класс Амфибии, класс Млекопитающие входят в тип Хордовые. В настоящее время выделяют до 25 различных типов животных. Все они объединены в царство Животные.
Сохраните результат работы в личной папке в файле с именем Животные.
Задание 7. Круги Эйлера
Постройте схему, на которой кругами обозначьте три множества: множество всех высоких людей; множество всех пап; множество родителей, умеющих плавать. Подпишите эти множества.
Закрасьте жёлтым цветом область, которая обозначает множество всех высоких пап, умеющих плавать, и сделайте соответствующую надпись.
Закрасьте синим цветом область, которая обозначает множество всех высоких пап, не умеющих плавать, и сделайте соответствующую надпись.
Закрасьте красным цветом область, которая обозначает множество всех невысоких мам, умеющих плавать, и сделайте соответствующую надпись.
Сохраните схему в личной папке под именем Круги_Эйлера.
Задание 8. Творческое задание
Придумайте сами пример объектов, отношения между которыми можно представить с помощью схемы.