Учебник для 6 класса

ИНФОРМАТИКА

       

Самое главное в § 3.

В сообщении об объекте могут быть приведены не только признаки данного объекта, но и отношения, которые связывают его с другими объектами. Имя отношения обозначает характер этой связи. Отношения могут связывать не только два объекта, но и объект с множеством объектов или два множества.

В зависимости от ситуации объект может рассматриваться как единое целое либо «распадаться» на более мелкие объекты.

Объект может состоять из множества одинаковых (однородных, подобных) объектов или множества различных объектов.

Схема отношений «входит в состав» (схема состава) отражает не только составные части, но и тот порядок, в котором предмет «разбирался» на части.

Вопросы и задания

  • Каким образом выражаются отношения между объектами? Назовите имя отношения в каждом приведённом предложении. Какое имя можно будет дать отношению, если имена объектов в предложении поменять местами? В каких парах имя отношения при этом не изменится?
      а) Колобок поёт песню Лисе.
      б) Конёк-Горбунок помогает Ивану.
      в) Пилюлькин лечит Сиропчика.
      г) Страшила путешествует вместе с Элли.
    • Внимательно рассмотрите примеры отношений:

    Для каждого отношения придумайте 2-3 собственных примера.

  • Для каждой пары объектов укажите соответствующее отношение.

    Пары объектов: а) пианино и музыкальный инструмент; б) процессор и системный блок; в) Новосибирск и город; г) лазерный диск и информационный носитель; д) бабочка и насекомое; е) шестиклассник и ученик.

    Отношения: 1) входит в состав; 2) является элементом множества; 3) является разновидностью.

  • Определите, какой из представленных на рисунке кругов соответствует множеству:
      а) «европейский город»;
      б) «город в Англии»;
      в) «столичный европейский город».

    Перечислите города-объекты, являющиеся элементами представленных на рисунке множеств.

  • В одном множестве 40 элементов, а в другом — 30. Какое максимальное количество элементов может быть в их:
      а) пересечении — множестве, которому принадлежат те и только те элементы, которые одновременно принадлежат всем исходным множествам;
      б) объединении — множестве, содержащем в себе все элементы исходных множеств?
  • В детском саду 52 ребёнка. Каждый из них любит конфеты или мороженое. Половина детей любит конфеты, а 20 человек — конфеты и мороженое. Сколько детей любит мороженое? Сколько детей любит только мороженое?
  • Из слов «колесо», «дом», «покрышка», «окно», «дверь», «стекло», «автомобиль» образуйте шесть пар объектов, связанных отношениями «входит в состав». Определите в каждой паре, какой объект является частью другого.

    Какие имена объектов приведены в списке: общие или единичные?

  • Для каждой из приведённых пар «объект — его часть» назовите действие, которое можно выполнять со всем объектом, и действие, которое можно выполнять с его частью:
      а) ботинок и шнурок;
      б) абрикос и косточка в нём;
      в) дверь и дверной замок.
  • Бабушка прислала Ивану посылку с яблоками и грушами. Некоторые из этих плодов были большими, остальные — маленькими. По цвету плоды тоже различались: часть плодов была жёлтого цвета, остальные — зелёного. Среди плодов не было ни маленьких груш, ни маленьких зелёных яблок. Яблок было 25, а груш — 17. Больших плодов было 32. Жёлтых плодов было 28. Зелёных яблок было на 2 больше, чем зелёных груш. Иван угостил этими плодами своих друзей. Больше всего ребятам понравились большие жёлтые яблоки. Сколько было таких яблок?

Компьютерный практикум

Работа 3 «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов»

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru