История Средних веков

Учебник для 6 класса

       

§ 6.5. Мозаика, фреска, икона

От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоёмкую технику мозаики. Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты. Позже наряду с мозаиками использовались фрески — живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

В храмах помещались также иконы — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких деревянных досках. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Позже из этого обычая появился характерный для русских церквей иконостас.

Расцвет византийской иконописи относится к XII— XIV векам. Икона Владимирской Богоматери, один из знаменитейших шедевров той эпохи, тогда же была привезена из Византии на Русь. А позже, в XIV веке, на Руси творил величайший греческий художник Феофан Грек, принадлежавший уже не только византийскому, но и древнерусскому искусству.

Богоматерь Владимирская

Богоматерь Владимирская — шедевр византийской иконописи XII в.

Византийская культура оказала огромное влияние на всю средневековую Европу и многие страны Азии. Византийские мастера работали в разных странах, у них учились местные архитекторы и художники. Особенно велико было значение Византии для развития культуры славянских стран, Армении и Грузии.

Византийский историк VI века Прокопии Кесарийский о храме Святой Софии

    Несказанной красотой славится он. Блеском своих украшений прославлен он и гармонией своих размеров. Нет в нем ничего излишнего, но нет и ничего не хватающего, так как он весь во всех своих частях, в надлежащей мере являясь более пышным, чем обычно, и более гармоничным, чем можно ожидать от такой громады, наполнен светом и лучами солнца. Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нём самом: такое количество света распространяется в этом храме. Огромный сферический купол, покоящийся на этом круглом здании, делает его исключительно прекрасным. И кажется, что купол не опирается на твёрдые основы... но золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место... И всякий раз, как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело; его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах.

  • Чем храм Святой Софии восхищал современников? Какие черты византийского искусства упомянуты в данном описании?

  1. Почему в Византии наука была более развита, чем в Западной Европе?
  2. Перечислите основные части византийского храма. Каково было их назначение?
  3. Почему для Юстиниана было так важно строительство храма Святой Софии?
  4. Докажите, что христианский храм являл собой образ мира.
  5. Какие виды искусства использовались для украшения храма?
  6. Какое влияние оказало византийское искусство на искусство других стран? Вспомните из курса мировой художественной культуры и назовите древнерусские храмы, построенные по византийскому образцу.
  7. Подумайте, о чём могут рассказать дошедшие до наших дней памятники византийской архитектуры, а также иконы, фрески, мозаики.
  8. Рассмотрите на фотографиях византийские храмы. Найдите и назовите основные части храма. Можно ли по этим изображениям выделить основные этапы в развитии византийской архитектуры?
  9. По ресурсам Интернета найдите изображения византийской мозаики, фресок и икон. Дайте свои пояснения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru