Учебник для 7 класса

История России

       

§ 33-34.2. Образование и просвещение

Образование и просвещение к концу века достигли значительных успехов. Правда, до Екатерины II власть проявляла заботу в основном лишь об образовании дворянства.

В 30-е гг. XVIII в. открылся Сухопутный шляхетский корпус, а в 50-е гг. — Морской шляхетский корпус. Другими закрытыми учебными заведениями стали Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса.

Появилось немало частных пансионов в Москве, Петербурге, других городах. Дворянские дети в таких пансионах и жили, и учились. Одновременно в моду вошло и обучение в домашних условиях. Дворяне приглашали учителей-иностранцев, или гувернёров, в основном немцев или французов. Были среди учителей и русские. Русские учителя учили родному языку, арифметике, географии; иностранцы — хорошим манерам, иностранным языкам, этикету, верховой езде, танцам, фехтованию. Немало деятелей русской культуры, науки прошли через это домашнее обучение и воспитание. Но были среди иноземных учителей и полуграмотные проходимцы, подобные герою фонвизинского «Недоросля» Вральману.

Большой дворец в Гатчине

Большой дворец в Гатчине под Петербургом. XVIII в.

Аничков дворец

Аничков дворец в Петербурге. XVIII в.

Однако лишь высшие учебные заведения могли дать подлинно профессиональное и общее образование. А их в стране фактически не было. Поэтому многие уезжали учиться за границу. Порой правительство само направляло туда за свой счет дворянских детей.

Вполне естественным шагом стало открытие в России сразу двух университетов. Один был основан при Петербургской академии наук для подготовки кадров русских ученых. Занятия там велись на немецком языке, что затрудняло учебу. Только в 50-е гг. ситуация несколько изменилась, чему способствовало появление в Академии наук русских профессоров, и в первую очередь М. В. Ломоносова, а также переход к преподаванию на русском языке.

Решительный шаг в развитии высшего образования в России был сделан с созданием Московского университета. Он был торжественно открыт 26 апреля 1755 г. в здании бывшей Главной аптеки близ Красной площади. Позже под руководством архитектора М. Ф. Казакова для университета возвели великолепное здание на Моховой улице, которое и поныне украшает Москву.

М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов.
Портрет XVIII в.

Здание Сената в Московском Кремле

Здание Сената в Московском Кремле.
Архитектор М. Ф. Казаков

  • Когда и где возникли первые университеты?

Поначалу в университете было три факультета: философский, юридический и медицинский. На философском факультете изучали математику, механику, физику, географию, филологию. На медицинском значительное место отводилось изучению химии и биологии.

Московский университет стал первым и единственным в Европе XVIII в. университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавалось богословие.

Московский университет носит ныне имя М. В. Ломоносова. Именно он был инициатором его создания. Огромную роль в возникновении университета сыграл фаворит Елизаветы Петровны И. И. Шувалов, от которого Ломоносов получил активную и заинтересованную помощь.

Ломоносов добился преподавания в университете на русском языке, что в пору всеобщего употребления в обучении латыни являлось также необычным. Он же превратил университет в публичное, т. е. общедоступное, учебное заведение. На лекции профессоров сюда могли приходить все желающие, его библиотека также открылась для всех «любителей чтения». Вскоре появились университетские журналы и газета, издаваемые в университетской типографии.

Ломоносов настоял на доступе в университет студентов из всех свободных сословий. Однако крепостных крестьян не принимали. Крепостной мог поступить туда лишь в случае, если помещик давал ему «вольную» и брал на себя расходы по его содержанию.

Здание Московского университета

Здание Московского университета.
Архитектор М. Ф. Казаков. Рисунок начала XIX в.

При университете была создана гимназия. Она делилась на две части: одна — для детей дворян, другая — для детей остальных сословий. 100 мест отводилось для учеников, содержащихся за государственный счет. Среди студентов университета в первые годы его существования числились Г. А. Потемкин, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, В. И. Баженов, И. Е. Старов, другие известные в будущем люди.

Во второй половине XVIII в. Московский университет стал крупнейшим центром просвещения и науки. Здесь работали выдающиеся ученые и педагоги, создавались учебники.

Университет оказывал плодотворное влияние на развитие просвещения многих народов России. При его поддержке была открыта гимназия в Казани, появились грамматики и азбуки на чувашском, грузинском и татарском языках.

Постепенно развивалась и сеть общеобразовательных школ для простого народа. В них учились дети государственных крестьян, ремесленников, мастеровых, солдат, матросов. Существовали и особые школы для детей солдат. Но количество таких учебных заведений было незначительно. Основная масса простого населения либо являлась неграмотной, либо училась у духовенства, других грамотных людей. В России, по существу, отсутствовала система народного образования.

Смольный собор

Смольный собор в Петербурге.
Архитектор В. В. Растрелли

Чесменская церковь

Чесменская церковь в Петербурге. XVIII в.

  • Объясните название церкви

Первой за решение этой насущной проблемы взялась Екатерина II. Сначала в Петербургской губернии, а позднее еще в 25 губерниях открылись двухклассные и четырехклассные народные училища. В первых учили чтению, письму, чистописанию, рисованию, Закону Божьему (основам православия). Во вторых прибавлялось обучение грамматике, арифметике, геометрии, механике, физике, географии, истории, естествознанию и архитектуре. Эти училища выпускали людей, которые могли работать в конторах, на предприятиях. Для подготовки учителей в Петербурге открылись училище и семинария.

При Екатерине II возникла идея вырастить людей «новой породы» — широко мыслящих, гуманных, просвещенных. Для этой цели предполагалось создать закрытые учебные заведения, чтобы на детей не влияло «испорченное» общество. Обучение мыслилось путем убеждения, без наказаний и принуждения. Одним из таких заведений стал Институт благородных девиц (Смольный институт) — первое женское учебное заведение в России.

Медный всадник в Петербурге

Медный всадник в Петербурге.
Скульптор Э. Фальконе

К концу XVIII в. в России существовало 550 учебных заведений разного вида. Из них народных училищ насчитывалось 400. Всего обучалось более 60 тыс. человек. Для огромной страны это было каплей в море. Только 7% жителей России были грамотными.

Частью общей системы просвещения стали перемены в области издательского и книжного дела. Если при Петре I в свет вышло 600 книг, то за последнюю четверть XVIII в. — уже 7500. Изменилась общая атмосфера в стране, через книги, журналы, газеты создавалось общественное мнение, началась борьба разных точек зрения.

Самым крупным издателем России в XVIII в. был Н. И. Новиков. Он выпустил множество различных журналов, книг, долгие годы руководил типографией Московского университета. Свои журналы появились во многих городах, включая сибирский Тобольск.

  • Как назывался первый журнал Н. И. Новикова?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru