§ 12. Политический сыск и теория официальной народности
Возникновение Третьего отделения. Создание системы политического сыска Российской империи связано с именем Александра Христофоровича Бенкендорфа (1783—1844). Он происходил из семьи прибалтийских немцев-дворян, перешедших на службу к русскому царю при Петре I. Бенкендорф участвовал в войне с Наполеоном, в 1819 году стал начальником штаба Гвардейского корпуса.
Стремительный взлет карьеры Бенкендорфа начался при Николае I, которому он деятельно помогал в подавлении мятежа 14 декабря 1825 года.
А. X. Бенкендорф. Художник Ф. Крюгер
Еще Александру I молодой генерал рекомендовал запретить все нелегальные политические собрания и создать тайную полицию, которая вовремя пресекала бы антиправительственные заговоры. В тот период Россия была единственной страной в Европе, где не было системы тайного сыска. Но эти предложения не нашли поддержки у Александра I.
Николай I заинтересовался проектами А. X. Бенкендорфа. Собственная его императорского величества канцелярия, ведавшая личной перепиской императора, теперь была разделена на несколько отделений, и корреспонденцией монарха занималось отныне лишь Первое отделение. Во Втором сосредоточились дела законодательные. В ведении Четвертого отделения были благотворительные учреждения — школы, приюты и больницы.
Обер-офицер лейб-гвардии жандармского эскадрона
Наиболее значительная роль отводилась Третьему отделению, основной функцией которого стала борьба с антиправительственным движением. Третье отделение осуществляло высший полицейский надзор, цензуру, следствие по политическим и уголовным делам. Оно просуществовало более полувека и было ликвидировано в 1880 году.
Деятельность Третьего отделения и дело петрашевцев. А. X. Бенкендорф был назначен на должность Главного начальника Третьего отделения и произведен в шефа жандармерии, т.е. военизированных полицейских подразделений.
Приемная графа А. X. Бенкендорфа
Третьему отделению надлежало держать под наблюдением политические настроения различных групп населения. Оно прибегло к практике, широко распространенной во Франции, Великобритании, Пруссии и Австрии. Началась вербовка тайных сотрудников-осведомителей, внедрение доверенных лиц в те организации и кружки, в которых власти видели потенциальную опасность.
Деятельность Третьего отделения не ограничивалась слежкой, сыском и дознанием. Для императора готовились обширные материалы с анализом положения в стране и рекомендациями мер общегосударственного характера. Таковы были предложения по сооружению железной дороги между Петербургом и Москвой (1838), организации государственной службы здравоохранения (1841), таможенной политики (1842) и др.
М. В. Петрашевский
Деятельность ведомства А. X. Бенкендорфа с самого начала вызывала недовольство различных кругов общества, особенно высшего чиновничества. Тем не менее безопасность государства надежно охранялась, и за 30 лет правления Николая I возникло лишь одно тайное общество, быстро раскрытое властями. Это была деятельность общества разночинной молодежи в Петербурге (конец 1844 — начало 1849), названного «петрашевским» по имени его организатора — Михаила Васильевича Петрашевского (1821—1866). Участники нелегальных собраний вынашивали план подготовки крестьянского восстания с целью свержения монархии и установления республики.
Члены тайного общества были арестованы в апреле 1849 года. По делу петрашевцев к следствию привлекли 123 человека, 21 из которых был приговорен к расстрелу. Николай I отменил смертный приговор, участников сослали на каторгу в Сибирь.
Обряд казни петрашевцев на Семеновском плацу
С. С. Уваров и теория официальной народности. Граф Сергей Семенович Уваров (1786—1855) был одним из образованнейших людей своего времени. Он владел несколькими иностранными языками, изучал археологию, философию, историю. Из-под его пера вышло немало научных работ. В 1811—1822 годах С. С. Уваров был попечителем Петербургского учебного округа, в 1818 году стал президентом Российской Академии наук и на этой должности оставался до конца жизни. Более 15 лет, с 1833 по 1849 год, он являлся министром просвещения.
С. С. Уваров
С. С. Уваров придавал большое значение делу просвещения и образования в стране и старался содействовать, с одной стороны, развитию массового начального образования, а с другой — превращению высших учебных заведений в подлинно научные и просветительские центры страны.
Фамильный герб С. С. Уварова
Деятельность С. С. Уварова в памяти потомков осталась прежде всего потому, что он сформулировал так называемую теорию официальной народности. Между тем никакой особой теории не существовало. В циркуляре попечителям учебных округов, подписанном министром С. С. Уваровым в 1834 году, выражалось пожелание так строить учебный процесс, чтобы подрастающее поколение обучалось в духе православия, самодержавия и народности.
«Православие» в уваровской формуле олицетворяло понятие религиозного православного мировоззрения, «самодержавие» отражало форму государственного устройства России, понятием «народность» подчеркивалось, что православие и самодержавие отвечают духу русского народа, его представлениям о том, каким должно быть устройство страны. Соединение этих трех элементов, считал Уваров, и создает историческое своеобразие России. Уваровская формула на долгие годы стала основой идеологии России, освящая существующие в ней порядки.
Вопросы и задания
Объясните, с какой целью было создано Третье отделение. Каковы были его функции?
Многие историки называли время Николая I апогеем самодержавия. На чем основано такое суждение? Определите и обоснуйте свое отношение к нему.
О чем свидетельствовало существование тайного общества М. В. Петрашевского?
Какие идеи принес с собой министр просвещения С. С. Уваров? Отвечали ли они убеждениям императора Николая I?
Как вы понимаете формулу «православие, самодержавие, народность»?
Документ
Из сочинений графа С. С. Уварова:
Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский народ искони взирал на нее как на залог счастия общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, погибнет <...>
Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества <...>
Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами находится третье, не менее важное, не менее сильное — народность <...>
Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейскому духу.
Жалованная грамота Николая I С. С. Уварову на графский титул
Какие национальные начала составляют, по мнению автора, основу самобытности России? В чем он видит их суть?
Подумайте, почему именно с помощью системы воспитания и образования граф С. С. Уваров надеялся реализовать провозглашенные им идеи.
Определите ваше отношение к идеям графа С. С. Уварова. Обоснуйте свое мнение.