Учебник для 8 класса

       

История России
XIX век

§ 24. Реформы Александра II

Создание земств. В начале 1859 года Александр II учредил особую комиссию, которой было поручено выработать проект организации местных учреждений: Необходимо предоставить хозяйственному управлению в уезде большее единство, большую самостоятельность и больше доверия.

Несколько лет шла подготовка новых законов, и 1 января 1864 года царь утвердил Положение о земских учреждениях. Согласно этому Положению, лицам всех сословий, владевшим в пределах уездов землей или иной недвижимой собственностью, а также сельским крестьянским обществам предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных — гласных, составлявших уездные и губернские земские собрания. Эти собрания собирались несколько раз в году.

Для повседневной деятельности избирались уездные и губернские земские управы.

В ведение земств перешли строительство и поддержание в порядке дорог, продовольственное обеспечение населения, образование, медицинская помощь.

Земство обедает

Земство обедает

Для всего этого необходимы были средства, и органы местного самоуправления получили права устанавливать местные налоги (земские сборы).

Земское самоуправление вводилось постепенно. Первое земство было учреждено в 1865 году в Самарской губернии. Тогда же подобные учреждения появились еще в 17 губерниях. К 1881 году земство существовало в 33 губерниях европейской части России.

Городская, судебная и военная реформы. Через несколько лет после открытия земств право на широкое самоуправление получили и города. В 1870 году Александр II утвердил «Городское положение», по которому городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства в сельской местности.

Знак сельского старосты

Знак сельского старосты

Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имевшим в данном городе недвижимое имущество (дом, землю) или занимавшимся каким-либо торговым делом. Органы городского самоуправления получили право вводить местные налоги (городские сборы).

Было предпринято реформирование судопроизводства. Ранее суд был негласный, ведение дел в нем затягивалось на долгие времена, обвиняемые часто даже не призывались в суд. Судебная волокита вызывала всеобщее недовольство.

Знак председателя волостного суда

Знак председателя волостного суда

20 ноября 1864 года были утверждены новые Судебные уставы. Судопроизводство соответствовало теперь самым современным международным нормам. Устанавливалась всесословность суда, гласность (открытость) и состязательность (с участием обвинителя и защитника) судопроизводства, появились присяжные поверенные (адвокаты). Вводилось участие в судебном процессе народных представителей — присяжных заседателей. Присяжные заседатели определяли виновность или невиновность подсудимого. Такой суд назывался судом присяжных.

1864 - Положение о земских учреждениях, Судебные уставы, Школьный устав

1 января 1874 года был подписан указ о введении всеобщей воинской повинности. Более 100 лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской обязанности. Вся тяжесть лежала на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. Забритые, как тогда называли рекрутов, отрывались от семьи на многие годы и возвращались в родную деревню уже в преклонных летах, поскольку срок военной службы тогда равнялся 25 годам.

Проводы новобранца

Проводы новобранца

1874 - Указ о введении всеобщей воинской повинности

В указе говорилось, что дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого российского подданного. К отбыванию воинской повинности теперь призывались все молодые люди, достигшие 21 года.

Предусматривались и льготы. Освобождались от службы по семейному положению (например, единственный сын в семье). Срок службы для лиц с высшим образованием сокращался. Некоторые категории населения, например учителя, освобождались от призыва. Служить теперь приходилось в армии — 6 лет, во флоте — 7 лет.

Реформа образования. Были открыты новые университеты — в Одессе и в Варшаве. В Петербурге начали работать историко-филологический и археологический институты, в Москве — сельскохозяйственный институт и Высший лицей («Катковский»).

Московские гимназии

Московские гимназии

В 1863 году был утвержден Университетский устав, предоставлявший высшим учебным заведениям широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления переходили теперь от чиновника-попечителя к совету, избиравшемуся самими преподавателями. И проблемы текущего преподавания, и вся внутренняя организация университетской жизни должны были решаться отныне самим университетом во главе с избираемым ректором.

Снимались ограничения для студентов: отменялось обязательное ношение формы, административные проступки студентов подлежали рассмотрению студенческими судами.

В 1864 году был утвержден Школьный устав, вводивший классические гимназии и реальные училища. В гимназиях преподавались главным образом гуманитарные предметы и иностранные языки, в том числе латинский и греческий. Они готовили учащихся к поступлению в университеты. В училищах предпочтение отдавалось естественно-научным знаниям. Училища ориентировали выпускников на поступление в высшие технические заведения. И гимназии, и училища давали своим выпускникам законченное среднее образование.

Широкое развитие в эти годы получило начальное (двух- и четырехклассное) школьное образование для детей из малообеспеченных семей, как правило крестьянских.

Проводы в школу

Проводы в школу

В 1880 году количество учебных заведений в России превышало 23 тыс. (учащихся — около 1,5 млн человек), в то время как в 1861 году количество учебных заведений разного профиля не достигало и 5 тыс.

И все же это было намного меньше, чем в передовых странах Запада. Каплей в море это было и для стомиллионной России. Значительная часть сельского и городского населения оказалась вне этой системы.

Вопросы и задания

  1. Эпоха Александра II вошла в историю как эпоха Великих реформ. Объясните почему. Что отражает это определение?
  2. Чем была обусловлена необходимость проведения реформ в разных сферах жизни России?
  3. Раскройте основное содержание Земской реформы. Сформулируйте главные задачи российских земств.
  4. С какой целью была проведена Городская реформа? Что принципиально нового она внесла в жизнь российских городов?
  5. Судебную реформу считают самой последовательной из всех реформ 1860—1870-х гг. На чем основано это утверждение? Что нового появилось в судебной системе?
  6. Чем была обусловлена и что включала в себя Военная реформа?
  7. Объясните, в чем заключались изменения системы образования. Какие новые типы учебных заведений появились в России?
  8. Подумайте, какой общий замысел объединяет все реформы. Какую тенденцию в развитии российского общества они отражают?
  9. Раскройте содержание терминов и понятий: земства, земские сборы, выборные гласные, городские сборы, суд присяжных.

Документы

Из «Положения о губернских и уездных земских учреждениях»:

Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действий которых определяются настоящим Положением <...>

Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам.

  • Какими возможностями обладали земские учреждения?

Из городского Положения (1870):

Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением — губернатору на точном основании правил настоящего Положения <...>

Учреждения городского общественного управления суть городские и избирательные собрания, городская дума и городская управа.

  • Какие органы самоуправления создавались в городах?

Из учреждения судебных установлений (1864):

Власть судебная принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве Верховного кассационного суда.

Судебная власть распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

  • Что вводила судебная реформа? Какие положения документа свидетельствуют о том, что создавался всесословный суд? Объясните это определение.

Из всеподданнейшего адреса тверского дворянства (1862):

Ваше императорское величество, всемилостивейший государь! Собравшись в первый раз после обнародования законоположений 19 февраля 1861 г., тверское дворянство приветствует царя, который приступил к освобождению крестьян и искоренению всякой неправды на земле Русской. Тверское дворянство объявляет торжественно, что оно искренне сочувствует добрым начинаниям в.и.в. и готово следовать за вами путем, ведущим к благоденствию русского народа.

Из всеподданнейшего адреса московского дворянства (1865):

Всемилостивейший государь!

Призванному вами к новой жизни земству, при полном его развитии, суждено навеки упрочить основу и крепость России. Довершите же, государь, основанное вами государственное здание созванием общего собрания выборных людей от земли Русской для обсуждения нужд, общих всему государству.

  • Сравните эти документы. О каких настроениях в обществе они свидетельствуют? Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа этих документов?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru