Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

       

§ 4. Ботанические зарисовки

Внимательное наблюдение за природой учит нас иногда лучше, чем книжка. Невозможно научиться рисовать лишь по книгам. Только благодаря наблюдениям с карандашом в руках можно овладеть художественной грамотой, получить наслаждение от волшебного воспроизведения на бумаге объемного окружающего мира - натуры. Слово натура в переводе с латинского означает природа. Стремление художника приблизиться в своем творчестве к миру, который он видит, к природе проходит сквозь всю историю изобразительного искусства. На этот сложный путь изучения законов искусства становимся отныне и мы.

Есть люди, считающие, что секрет успеха в рисовании зависит от некоторой формулы, выучишь ее - и ты художник. На самом деле, если мы хотим научиться рисовать, то должны все время наблюдать природу и жизнь вокруг себя. Ведь природа - главный учитель.

И. Шишкин. На даче

Наблюдательность воспитывается во время рисования мелочей, увиденных в природе: листвы, веточек, цветов и др. Это так называемые ботанические зарисовки. Они требуют от нас очень внимательного отношения к деталям, тщательной проработки каждой из них.

В далекие времена, когда люди еще не изобрели фотоаппарат, ботанические зарисовки были единственной возможностью рассказать, как выглядели растения, скажем, в Южной Америке. Ведь засушенный в гербарии цветок не давал полного представления о том, как он выглядел в природе. В прошлом исследователи невольно становились художниками и создавали целые альбомы с изображениями экзотических цветов и растений. Работа художника превращалась в работу исследователя.

Начиная с XV в. необходимость в создании подробных определителей растений вынудила приобщить к этой работе художников. Так появились ботанические иллюстраторы.

Одним из первых известнейших ботанических иллюстраторов был Альбрехт Дюрер из Германии. Он достиг совершенства в изображении растений. Дюрер советовал молодым художникам: «Подробно изучайте природу. Руководствуйтесь природой, не отходите от нее, не думайте, что вы сможете создать что-то лучшее самостоятельно. Это будет вашей ошибкой, ведь истинное искусство сокрыто в природе...».

Леонардо да Винчи. Лилия

Альбрехт Дюрер. Аквилегия обычная

Начиная работать над зарисовкой, мы определяем источник освещения, выясняем самые светлые места и тени, сравниваем, например, ширину листочка с его длиной, один листочек с другим, определяем, где на нашей натуре наиболее светлое место, откуда падает свет, как располагаются тени. Только в случае такого придирчивого наблюдения нам удастся сделать истинный «портрет» нашей натуры.

Иллюстрации из книги ХIХ в. «Линдения – иконография орхидей»

  1. На что следует обратить внимание, делая ботанические зарисовки?
  2. Как вы понимаете слово натура в изобразительном искусстве?
  3. Что вы заметили особого, рисуя с натуры?

Ученические работы. Ботанические зарисовки

На улице найдите модель для рисования и принесите ее в помещение. Это может быть веточка, растение, цветок, коряжка и пр. Попробуйте ее изобразить. Сохраните свой рисунок, он понадобится весной для упражнений по декоративно-прикладному искусству.

Инструменты и материалы: лист бумаги, резинка, карандаш, гелевая ручка, краски, кисти.

План работы:

  • На листе бумаги скомпонуйте изображение.
  • Сравните его пропорции в целом и пропорции разных частей изображения: длину к высоте. Исправьте ошибки в построении.
  • Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, которые вы использовали для построения, лишние линии.
  • Определите самое светлое и самое темное места изображения. Остальные тональные оттенки нужно сравнивать с этими «маячками».
  • В конце работы посмотрите на результат в целом — нет ли деталей, которые бы мешали целостному восприятию работы. Слишком светлые участки пригасите, слишком темные немножко осветлите, если увидите, что нарушились пропорции, исправьте.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - немецкий художник-график. Дважды посетил Италию, искусство которой значительно повлияло на его творчество. Автор теоретического произведения «Четыре книги о пропорциях человека», создал многочисленные гравюры на дереве, а также на меди («Рыцарь, дьявол и смерть», «Меланхолия», «Св. Иероним»). Среди живописных работ выделяется «Праздник четок»; композиция этой картины отличается чрезвычайной продуманностью и гармоничностью. Автор многочисленных портретов.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Материалы, используемые в графике

Пастель

Пастель. Эта сухая краска, которую используют в графике, имеет вид цветного мелка. Поэтому пастель позволяет передать не только тон, но и цвет. Работать пастелью лучше на тонированной бумаге.

Композиционный подготовительный набросок следует делать мелом нейтрального цвета. Потом рисунок выполняют от самого темного к самому светлому пятну. Густую насыщенную линию можно растереть, достигая эффекта «прозрачности». Для получения разных оттенков накладывают один цвет на другой. Блики и светлые контрасты лучше сделать поверх рисунка гуашевыми белилами.

Уголь

Уголь. Рисуя углем, можно достичь большого богатства тональных переходов: от глубоких бархатных пятен к легким серебристым штрихам. Заточенная наискось угольная палочка позволяет сделать и тонкую звонкую линию, и широкий мазок. Рисуют углем на белой или тонированной бумаге, картоне, холсте. Уголь легко сбивается с поверхности тряпкой, выбирается мякишем хлеба, но растирать его нельзя – тогда не поможет и резинка. Несмотря на многочисленные преимущества, уголь имеет один недостаток: рисунок углем недолговечный. Работы обязательно надо закреплять фиксажем (например, лаком для волос).

Соус

Соус. Материал сыпучий, как уголь и пастель, но в отличие от них растворяется водой. Соусом можно работать приемами, похожими на акварель. Интересна работа, которая сначала сделана сухим соусом, а потом, по желанию автора, некоторые элементы рисунка размываются водой. Соусом можно рисовать на предварительно смоченной бумаге, достигая эффектов работы «по-мокрому», когда пигмент расходится по поверхности, не оставляя четких контуров. Бумагу лучше использовать плотную, которая бы под влиянием воды не раскисала.

Карандаши и фломастеры

Современные графические материалы. Цветные карандаши, к которым мы привыкли с раннего детства, являются материалом в графическом искусстве. В наше время художники используют их для передачи объема и цвета, изображая натюрморты, пейзажи, портреты. Интересно применяются карандаши и в создании иллюстраций к детским книгам, когда художник создает картинки, подобные детским рисункам.

Обычные для детей фломастеры у современного художника также являются графическим материалом. Ими выполняют наброски, эскизы, проекты. Фломастерные картинки очень яркие, насыщенные цветом, контрастные.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru