Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

       

§ 9. Светотень

Перед нами лежит лист бумаги. Отношение к нему у нас должно быть немного иное, чем у человека, который решил, скажем, написать письмо. Для нас, как и для художника, лист становится окном в то пространство, которое мы представляем себе и хотим изобразить.

Для того чтобы нарисовать предмет объемным, мы должны передать свет и тени на нем. Как же они размещаются?

Закономерности размещения света и теней на предмете легче заметить, если осветить его направленным сбоку электрическим светом (например, настольной лампой, находящейся недалеко от предмета). Самым светлым местом будет блик. Это та поверхность, которая находится ближе всего к свету и перпендикулярно к его лучам, словно пересекает им путь. Освещенные участки рядом с бликом - освещенная зона.

Чем больший угол наклона поверхности от направления лучей света, тем больше она погружается в полутень. Та сторона предмета, на которую совсем не попадает свет, оказывается в тени.

    Собственная тень – это темная, противоположная освещенной, сторона предмета.

Присмотревшись к теневой стороне предмета, можно заметить, что она чуть-чуть освещена. Откуда? Это - отблеск, отражение света от освещенных участков рядом. Такое едва заметное свечение на теневых участках называют рефлексом. Рефлекс всегда находится в собственной тени предмета. Предмет имеет и падающую тень. Она возникает с противоположной от света стороны, там, где изображаемый нами предмет препятствует лучам света попасть на плоскость, тень будто падает от него. Она обычно темнее собственной.

Закономерности размещения света и теней на предмете

Примеры штриховки

Примеры наложения штрихов по форме предмета

Итак, последовательность изменения тона (степень яркости, разница между темным и светлым) на поверхности предмета такая: блик - свет - полутень - собственная тень - рефлекс - падающая тень. Выполняя рисунок, «затемнять» тени и полутени нужно штрихом, а не зарисовывать карандашом как придется.

Штрих - это короткая черточка, линия, которую мы делаем остро заточенным графитным карандашом. Белая бумага просвечивается между тонкими линиями, и потому с первого раза достичь темного тона невозможно. Чтобы он получился, поверх первого слоя штрихов мы должны положить второй, третий и т.д. Менять направление штриха надо постепенно.

Штрих следует накладывать по форме предмета, повторяя ее направления и изменения. Это также подчеркивает объем.

  1. Какова последовательность изменения тона на поверхности предмета?
  2. Что такое рефлекс?
  3. Чем отличается собственная тень от падающей?
  4. Из каких простых геометрических форм состоят окружающие предметы?
  5. Какой предмет ярче освещен: тот, что находится ближе к источнику света, или находящийся дальше? Почему?

Попробуйте штрихами в разных направлениях воссоздать округлую или прямоугольную форму. Положите на стол согнутую в разных местах бумагу, например самолетик. Осветите его с небольшого расстояния настольной лампой и попробуйте воссоздать игру светотени. Инструменты и материалы: лист бумаги, карандаш, резинка, черная геле-ва ручка. План работы:

  • На листе бумаги скомпонуйте изображение.
  • Сравните его пропорции в целом и разных частей изображения между собой: длину к высоте и ширине.
  • Исправьте ошибки в построении.
  • Определите, какая поверхность освещена ярче всех и какой тон у фона рядом с предметом.
  • Где самая темная тень? Каким смотрится фон рядом с тенью?
  • Пронаблюдайте, чем отличаются полутоновые соотношения на гранях, по-разному наклоненных к источнику света.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru