|
|
Краткое изложение произведений, ЛИТЕРАТУРАТонкий лиризм пейзажной поэзии И. БунинаПоэзия Бунина отличается тонким лиризмом. Здесь нет возвышения авторского «я», не видим мы противопоставления поэта толпе. Душа поэта и окружающая его действительность существуют в мире. Бунин — поэт классической традиции. А. Т. Твардовский называл Бунина последним из классиков русской литературы и так отзывался о его творчестве: «Перо Бунина — ближайший к нам по времени пример подвижнической взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясности и высокой простоты, чуждой мелкот-рывчатым ухищрениям формы ради самой формы». Поэзия Бунина сложилась под влиянием Пушкина, Тютчева, Фета, но обладала глубокой индивидуальностью певца природы и родной земли. Стихи Бунина удивительно лиричны, поэт тяготеет к чувственным образам.
Картины природы в его стихах сотканы из запахов, красок, звуков. Природа и ее красота в стихах Бунина — великое достояние всех людей. Он удивительно тонко видел и ощущал природу. Сам Бунин говорил: «...я не ищу отрешения от видимого мира. Может быть, искажая ваше слово, я говорю, что ищу “опьянения” в созерцании земли, в любви к ней и к свободе, к которой призываю и вас перед лицом бессмертного, великого в будущем общечеловеческого города. Будем служить людям земли и Богу вселенной, — Богу, которого я называю Красотой, Разумом, Любовью, Жизнью, и который проникает все сущее». Пейзажная поэзия Бунина отличается удивительно тонкими, выразительными и чуткими описаниями. Его природа прозрачна до звона, прекрасна в любом своем обличье. У Бунина одинаково лиричны и притягательны все природные явления, все они наделены красотой и ценностью для людей. Пейзажная поэзия — основа бунинского поэтического творчества. Во всех его произведениях присутствует природа. «Христос воскрес! Опять с зарею...»Стихотворение начинается с таких строк:
Редеет долгой ночи тень, Опять зажегся над землею Для новой жизни новый день. Наступление нового дня уже ощущается, хотя бор еще темный:
Как зеркала, стоят озера И дышат свежестью ночной... Плывут туманы, но уже появляется заря:
Лучи огнистые зари! Они в выси пока сияют,
С каждым часом заря все приближается, разгораясь в мире, заливая алым светом леса и долины. И наконец лучи зари
И возвестят с высот небес, Что день настал обетованный, Что Бог воистину воскрес! НочьСтихотворение начинается такими словами:
Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звездный свет над сумраком земли. Звездные созвездия мерцают «в тверди синей», как «письмена», и лирическому герою нравится «их теченье над пустыней» и «тайный смысл их царственных имен». Лирический герой размышляет: и до него «мирьяды глаз» смотрели на созвездия. И все они исчезли в глубине веков, подобно следу в песках. Лирический герой говорит о тех, кто был до него:
И девушек, и юношей, и жен, Ночей и звезд, прозрачно-серебривших Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон! Снова наступает ночь, Юпитер «озаряет небеса», отражается в воде до самого горизонта:
Лирический герой говорит о том, что «Прибрежья, где бродили табро-скифы, / Уже не те...», и только море осталось прежним: все так же «...сыплет ласково на рифы / Лазурно-фосфорическую пыль». И только одно связывает с «отжившим» «вечной красотою». Это взаимоотношения людей:
Такая ж ночь — и к тихому прибою Со мной на берег девушка пришла. Лирический герой признается, что не сможет забыть «этой ночи звездной», когда он любил весь мир «для одной!», пусть даже живет лирический герой «мечтою бесполезной», обманчивой и туманной. Несмотря на зыбкость мечтаний, лирический герой стихотворения ищет сочетания «прекрасного и тайного, как сон» и любит жизнь:
В одной любви с любовью всех времен! ОдиночествоСтихотворение начинается тоскливыми строками:
Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Лирический герой в одиночестве находится на даче, за мольбертом ему темно, «и дует в окно». Вчера было иначе: она была рядом. Лирический герой замечает: «тебе уж тоскливо со мной. / Под вечер ненастного дня / Ты мне стала казаться женой». И лирический герой решает:
Проживу и один — без жены... В следующих строках стихотворения лирический герой вновь обращается к природе: бесконечные тучи идут «гряда за грядой». След возлюбленной под дождем «расплылся, налился водой», и лирическому герою тяжело оставаться в одиночестве:
В предвечернюю серую тьму. Лирический герой стихотворения говорит, что хотел крикнуть вслед уходящей женщине:
Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Стихотворение заканчивается печальными строками, в которых ощущается обреченность лирического героя на одиночество:
Хорошо бы собаку купить. СобакаПервые строки стихотворения призывают мечтать:
Ты смотришь золотистыми глазами На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме, На метлы гулких, дымных тополей. Обращаясь к собаке, автор говорит:
У ног моих — и думаешь... Продолжают стихотворение строки о том, что люди сами себя «томят», мучают недостижимым:
Иных пустынь... за пермскими горами. Собака же вспоминает то, что лирическому герою чуждо:
В твоей студеной дикой стороне. Собака не делится своими мыслями и мечтами с лирическим героем. Лирический герой стихотворения делит с ней думы. Поэт сравнивает себя с богом:
Познать тоску всех стран и всех времен. ПесняСтихотворение начинается со слов лирической героини:
Он — рыбак, веселый человек. Тонет белый парус на лимане, Много видел он морей и рек. Лирическая героиня описывает себя, сравнивает с гречанками на Босфоре. Гречанки, по ее словам, «хороши», она же «черна, худа». Лирическая героиня размышляет:
Может, не вернется никогда! Но, несмотря на неопределенность, она намерена ждать рыбака, надеясь на его возвращение:
Не дождусь — с баштана разочтусь, Выйду к морю, брошу перстень в воду И косою черной удавлюсь. Последний шмельАвтор стихотворения в первых строках обращается к залетевшему в его дом шмелю:
Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной? Автор предлагает шмелю насладиться последними летними днями:
Безмятежны и жарки последние дни, после чего уснуть «в засохшей татарке». Шмелю не дано «знать человеческой думы» о скоротечности жизни:
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля! Под вечерСтихотворение пронизано умиротворенным созерцанием автором картин летней деревни.
В окно зарница глянула тревожно... Притихший соловей в сирени на валу Выводит трели осторожно. Гром, проворчав в саду, скатился за гумно; Но воздух меркнет, небо потухает... А тополь тянется в открытое окно И ладаном благоухает. ПугалоПугало в стихотворении Бунина олицетворяет многовековой символ русской деревни.
Богатых мужиков, Стоит оно, родимое, Одиннадцать веков. Под шапкою лохматою — Дубинка-голова. Крестом по ветру треплются Пустые рукава. Старновкой — чистым золотом! — Набит его чекмень, На зависть на великую Соседних деревень... Он, огород-то, выпахан, Уж есть и лебеда. И глинка означается,— Да это не беда! Не много дел и пугалу... Да разве огород Такое уж сокровище?— Пугался бы народ! ЦирцеяСтихотворение посвящено Цирцее — героине «Илиады» Гомера, пленившей Одиссея (Улисса) и обратившей в свиней всех его спутников.
Бледно-рыжее золото кос, Зелень глаз и аттический нос — В медном зеркале все отразится. Тонко бархатом риса покрыт Нежный лик, розовато-телесный, Каплей нектара, влагой небесной, Блещут серьги, скользя вдоль ланит. И Улисс говорит: «0, Цирцея! Все прекрасно в тебе: и рука, Что прически коснулась слегка, И сияющий локоть, и шея!» А богиня с улыбкой: «Улисс! Я горжусь лишь плечами своими Да пушком апельсинным меж ними, По спине убегающим вниз!»
|
|
|