Краткое изложение произведений,
изучаемых в 11 классе

ЛИТЕРАТУРА

       

Поэзия Сергея Есенина
(краткое содержание)

«О красном вечере задумалась дорога...»

Поэт рисует «красный вечер» осени. Все в окружающем мире находится в состоянии задумчивости: дорога «задумалась», «изба-старуха» погрузилась в тишину. Холод осени «крадется мглой» «ласково и кротко».

Сквозь стекло избы «желтоволосый отрок» смотрит на то, как играют галки. Поэт говорит о том, что вместе с тишиной и задумчивостью возникает ощущение, что кого-то нет:

      Кого-то нет, и тонкогубый ветер
      О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

      Кому-то пятками уже не мять по рощам
      Щербленный лист и золото травы...

«Хмарь» сгущается, покой во всем и везде — наступает зима. Скорый приход зимы предвещают «дорога белая» и скотина, поставленная в стойло, — «и нежно охает ячменная солома, / Свисая с губ кивающих коров».

«Запели тесаные дроги...»

Автор едет в дрогах. Он наблюдает равнины, кусты, часовни, кресты. Увиденная картина навевает теплую грусть. А «на известку колоколен / Невольно крестится рука».

Автор признается в любви «до радости и боли» «озерной тоске» Руси. Русь ассоциируется у поэта с «малиновым полем» и «синью, упавшей в реку».

Он говорит, что не может научиться не любить родину, не верить в нее. И хотя «холодной скорби» на родине много, хотя Русь и находится «на туманном берегу», все-таки поэт говорит:

      И не отдам я эти цепи,
      И не расстанусь с долгим сном,
      Когда звенят родные степи
      Молитвословным ковылем.

Пушкину

Лирический герой стоит на Тверском бульваре. Он признается в том, что мечтает «о могучем даре» великого поэта, который «русской стал судьбой».

Герой говорит, что Александр «был повеса», таким же, как сам он. Но «милые забавы» образ великого поэта не смогли «затемнить», его славу выковали в бронзе.

      А я стою, как пред причастьем,
      И говорю в ответ тебе:
      Я умер бы сейчас от счастья,
      Сподобленный такой судьбе.

Герой говорит о себе: он обречен на гонение, но будет «петь», для того чтобы и его «степное пенье / Сумело бронзой прозвенеть».

«Спит ковыль. Равнина дорогая...»

Автор рисует картину летней ночи: спящий ковыль, равнина, запах свежей полыни.

В душе поэта возникает чувство любви к родине.

      Знать, у всех у нас такая участь,
      И, пожалуй, всякого спроси —
      Радуясь, свирепствуя и мучась,
      Хорошо живется на Руси?

Он говорит о том, что никто не разлюбит родину «под окрик журавлиный».

Теперь, когда жизнь поэта так изменилась, в душе все равно он остался прежним «поэтом // Золотой бревенчатой избы».

Поэт признается, что ночами его терзают думы о том, что его родина изменилась, что «чужая юность брызжет новью». Эта «новь» теснит поэта, он мечтает об одном: «на родине любимой, / Все любя, спокойно умереть!»

«Не бродить, не мять в кустах багряных...»

Лирический герой Есенина, обращаясь к «ней», говорит о том, что любовная история безвозвратно закончилась: «Со снопом волос твоих овсяных / Ото-снилась ты мне навсегда». Он дает описание своей возлюбленной:

      С алым соком ягоды на коже,
      Нежная, красивая, была
      На закат ты розовый похожа
      И, как снег, лучиста и светла.

Лирический герой говорит об остывшем чувстве так: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли, / Имя тонкое растаяло, как звук». Но остались воспоминания о былом — «запах меда от невинных рук» в складках шали.

Напоминает о любимой и звук «водяных поющих с ветром сот» на заре.

Иногда герой слышит в шепоте вечера, что возлюбленная была «песней и мечтой». Лирический герой с тоской повторяет о том, что назад возврата нет:

      Не бродить, не мять в кустах багряных
      Лебеды и не искать следа.
      Со снопом волос твоих овсяных
      Отоснилась ты мне навсегда.

«Мы теперь уходим понемногу...»

Стихотворение проникнуто чувством безвозвратности: лирический герой говорит о том, что понемногу все уходят «в ту страну, где тишь и благодать», и, возможно, скоро и ему придет время отправляться в последний путь. Лирический герой обращается к родной земле как к собеседнику. Он признается ей в том, что перед «сонмом уходящих» не может скрыть тоску, потому что слишком любил в этой жизни «все, что душу облекает в плоть».

Лирический герой говорит о том, что им было много передумано, много сложено песен, но счастлив он уже тем, что на «этой на земле угрюмой» он жил, дышал, любил, наслаждался красотой природы «и зверье, как братьев наших меньших, / Никогда не бил по голове». Он говорит о том, что «всегда испытывает дрожь» «пред сонмом уходящих», потому что в другом мире нет цветущих чащ, не «звенит лебяжьей шеей рожь», нет нив, «златящихся во мгле». Потому дороги герою люди, живущие на земле.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
(Из цикла «Персидские мотивы»)

Поэт обращается к восточной девушке по имени Шаганэ. Он мечтает рассказать ей о красоте своей родной земли. И потому, что он «с севера, что ли», ему великолепный Шираз кажется «не лучше рязанских раздолий».

Лирический герой говорит о том, что его внешность может рассказать о природе родного края: «эти волосы взял я у ржи», «про волнистую рожь при луне / По кудрям ты моим догадайся». Он скучает по родным местам — обращаясь к девушке, просит:

      Дорогая, шути, улыбайся,
      Не буди только память во мне
      Про волнистую рожь при луне.

Но тоскует герой не только по родным местам:

      Шаганэ ты моя, Шаганэ.
      Там, на севере, девушка тоже,
      На тебя она страшно похожа,
      Может, думает обо мне...

«Поет зима — аукает...»

      Поет зима — аукает,
      Мохнатый лес баюкает
      Стозвоном сосняка.
      Кругом с тоской глубокою
      Плывут в страну далекую
      Седые облака.

      А по двору метелица
      Ковром шелковым стелется,
      Но больно холодна.
      Воробышки игривые,
      Как детки сиротливые,
      Прижались у окна.

      Озябли пташки малые,
      Голодные, усталые,
      И жмутся поплотней.
      А вьюга с ревом бешеным
      Стучит по ставням свешенным
      И злится все сильней.

      И дремлют пташки нежные
      Под эти вихри снежные
      У мерзлого окна.
      И снится им прекрасная,
      В улыбках солнца ясная
      Красавица весна.

«Нивы сжаты, рощи голы...»

      Нивы сжаты, рощи голы,
      От воды туман и сырость.
      Колесом за сини горы
      Солнце тихое скатилось.

      Дремлет взрытая дорога.
      Ей сегодня примечталось,
      Что совсем-совсем немного
      Ждать зимы седой осталось.

      Ах, и сам я в чаще звонкой
      Увидал вчера в тумане:
      Рыжий месяц жеребенком
      Запрягался в наши сани.

«Я последний поэт деревни...»

Мариенгофу

      Я последний поэт деревни,
      Скромен в песнях дощатый мост.
      За прощальной стою обедней
      Кадящих листвой берез.

      Догорит золотистым пламенем
      Из телесного воска свеча,
      И луны часы деревянные
      Прохрипят мой двенадцатый час.

      На тропу голубого поля
      Скоро выйдет железный гость.
      Злак овсяный, зарею пролитый,
      Соберет его черная горсть.

      Не живые, чужие ладони,
      Этим песням при вас не жить!
      Только будут колосья-кони
      О хозяине старом тужить.

      Будет ветер сосать их ржанье,
      Панихидный справляя пляс.
      Скоро, скоро часы деревянные
      Прохрипят мой двенадцатый час!

«Устал я жить в родном краю»

      Устал я жить в родном краю
      В тоске по гречневым просторам,
      Покину хижину мою,
      Уйду бродягою и вором.

      Пойду по белым кудрям дня
      Искать убогое жилище.
      И друг любимый на меня
      Наточит нож за голенище.

      Весной и солнцем на лугу
      Обвита желтая дорога,
      И та, чье имя берегу,
      Меня прогонит от порога.

      И вновь вернуся в отчий дом,
      Чужою радостью утешусь,
      В зеленый вечер под окном
      На рукаве своем повешусь.

      Седые вербы у плетня
      Нежнее головы наклонят.
      И необмытого меня
      Под лай собачий похоронят.

      А месяц будет плыть и плыть,
      Роняя весла по озерам...
      И Русь все так же будет жить,
      Плясать и плакать у забора.

Песнь о собаке

      Утром в ржаном закуте,
      Где златятся рогожи в ряд,
      Семерых ощенила сука,
      Рыжих семерых щенят.

      До вечера она их ласкала,
      Причесывая языком,
      И струился снежок подталый
      Под теплым ее животом.

      А вечером, когда куры
      Обсиживают шесток,
      Вышел хозяин хмурый,
      Семерых всех поклал в мешок.

      По сугробам она бежала,
      Поспевая за ним бежать...
      И так долго, долго дрожала
      Воды незамерзшей гладь.

      А когда чуть плелась обратно,
      Слизывая пот с боков,
      Показался ей месяц над хатой
      Одним из ее щенков.

      В синюю высь звонко
      Глядела она, скуля,
      А месяц скользил тонкий
      И скрылся за холм в полях.

      И глухо, как от подачки,
      Когда бросят ей камень в смех,
      Покатились глаза собачьи
      Золотыми звездами в снег.

«Да! Теперь решено. Без возврата...»

      Да! Теперь решено. Без возврата
      Я покинул родные поля.
      Уж не будут листвою крылатой
      Надо мною звенеть тополя.

      Низкий дом без меня ссутулится,
      Старый пес мой давно издох.
      На московских изогнутых улицах
      Умереть, знать, судил мне бог.

      Я люблю этот город вязевый,
      Пусть обрюзг он и пусть одрях.
      Золотая дремотная Азия
      Опочила на куполах.

      А когда ночью светит месяц,
      Когда светит... черт знает как!
      Я иду, головою свесясь,
      Переулком в знакомый кабак.

      Шум и гам в этом логове жутком,
      Но всю ночь напролет, до зари,
      Я читаю стихи проституткам
      И с бандитами жарю спирт.

      Сердце бьется все чаще и чаще,
      И уж я говорю невпопад:
      «Я такой же, как вы, пропащий,
      Мне теперь не уйти назад».

      Низкий дом без меня ссутулится,
      Старый пес мой давно издох.
      На московских изогнутых улицах
      Умереть, знать, судил мне бог.

Русь
1

Поэт рисует картину русской деревни: она потонула в ухабинах, заслонена лесами. В зимние сумерки округа оглашается воем волков «с тощих полей». Огоньки деревни ночами похожи на «совиные глазки». Окружающий деревню лес — место полусказочное: пеньки — «словно нечисть лесная», «что ни прорубь — везде колдуны».

2

Поэт восклицает: «Но люблю тебя, родина кроткая! / А за что — разгадать не могу». Гул комаров, песни ребят под тальянку, пляски девушек у костра, громкая песня весной на лугу, глаза, «как черна смородина», — эти образы сливаются у поэта в единый образ Руси, «милой родины».

3

Но приходит «грозная беда», которую «понакар-кали черные вороны», — началась война.

      Повестили под окнами сотские:
      Ополченцам идти на войну.
      Загыгыкали бабы слободские,
      Плач прорезал кругом тишину.

      Собиралися мирные пахари
      Без печали, без жалоб и слез,
      Клали в сумочки пышки на сахаре
      И пихали на кряжистый воз.

Провожал мужиков на войну весь народ «до высокой околицы». Автор обращается к Руси:

      Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
      Вся опора в годину невзгод.

4

Вся деревня переживает за своих близких, ушедших на войну. В воздухе витает предчувствие беды. «Нежданно-негаданно» приходят вести из дальней волости — бывшие пахари написали родным по письму. Четница Луша читала послания с фронта. Родные «на корточках плакали, слушая, / На успехи родных силачей».

5

      Ах, поля мои, борозды милые,
      Хороши вы в печали своей!
      Я люблю эти хижины хилые
      С поджиданьем седых матерей.

Автор сопереживает ждущим родных. Он мечтает о скором завершении войны, хочет верить в лучшее вместе с бабами, ждущими мужей и отцов. Он говорит, что бабы верили в то, что им писали мужья с фронта: «И от счастья и радости плакали, / Как в засуху над первым дождем». Думающим о разлуке ждущим мерещится «веселый покос».

      Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
      Лишь к тебе я любовь берегу.
      Весела твоя радость короткая
      С громкой песней весной на лугу.

Анна Снегина

А. Воронскому

1

Лирический герой едет в родные места, где прошла его молодость. Он уже давно не был там. Рассказчика везет возница, который всю дорогу занимает своего пассажира беседой. Он рассказывает о селе Радове: в селе «два ста» дворов, места богаты «лесом и водью». Люди живут хорошо: «Дворы у нас крыты железом, / У каждого сад и гумно./ У каждого крашены ставни, / По праздникам мясо и квас». Но неожиданно все изменилось. Жителям соседней деревни Криуши приходилось туго — они жили крайне бедно, вся деревня землю пахала одной парой «заезженных кляч». Криу-шане дрова добывали воровством леса из радовских уделов. Однажды радовцы поймали воров. Завязалась драка, в которой кто-то из радовцев убил старшину. За убийством последовал суд, и десять человек сослали в Сибирь. Возница говорит:

      С тех пор и у нас неуряды.
      Скатилась со счастья вожжа.
      Почти что три года кряду
      У нас то падеж, то пожар.

Лирический герой повествует о своей прежней жизни: он был на войне, где ему приходилось стрелять в «близкое тело» «за чей-то чужой интерес». Но он понял, что является марионеткой, и решил «в стихах воевать». Он купил себе поддельный документ. «С такою-то подготовкой» он встретил 1917 год. И снова началась война, на которую «ту же сермяжную рать / Прохвосты и дармоеды / Сгоняли на фронт умирать». Рассказчик говорит о себе: «Другую явил я отвагу — / Был первый в стране дезертир».

Герой прибывает в Радово. Возница требует за проезд гораздо больше, чем ему предлагает пассажир, объясняя свои требования неурожаем.

Лирический герой на мельнице. Мельник очень рад гостю. Он расспрашивает его, откуда он, надолго ли. Лирический герой сообщает, что прибыл на год. После ужина гость отправляется спать на сеновал, захватив с собой овчинный полушубок, как когда-то раньше. Он вспоминает годы юности

      Когда-то у той вон калитки
      Мне было шестнадцать лет,
      И девушка в белой накидке
      Сказала мне ласково: «Нет!»
      Далекие, милые были.
      Тот образ во мне не угас...
      Мы все в эти годы любили,
      Но мало любили нас.

2

Утром мельник сообщает, что собирается отвезти подстреленную дичь к помещице Онегиной. Лирический герой ощущает душевный подъем — весна, цветение яблонь создают прекрасное настроение. Но отравляет радость война, которая погубила много жизней. Рассказчик приветствует жену мельника. Она за эти годы постарела. Женщина жалуется на то, что жизнь стала неспокойной из-за мужицких войн, которые происходят, по ее мнению, из-за безвластья:

      А все это, значит, безвластье.
      Прогнали царя...
      Так вот...
      Посыпались все напасти
      На наш неразумный народ.
      Открыли зачем-то остроги,
      Злодеев пустили лихих.
      Теперь на большой дороге
      Покою не знай от них.

Она рассказывает о жителе Криуш Проне Огло-блине, которого тоже выпустили из тюрьмы. Прон — «булдыжник, драчун, грубиян. / Он вечно на всех озлоблен, / С утра по неделям пьян». Он при всем «честном народе» убил старшину, а теперь на свободе. И таких, как Оглоблин, сейчас в России тысячи. Старуха сокрушается:

      Пропала Расея, пропала...
      Погибла кормилица Русь...

Герой идет поприветствовать знакомых мужиков. Встречает мельника, который возвращается от Онегиной. Тот спешит доложить, что утром в поместье Онегиной рассказал о том, что у него гость. Замужняя дочь Онегиной Анна стала расспрашивать, кто именно у мельника гостит. Она говорит матери:

      — Ах, мамочка, это он!
      Ты знаешь,
      Он был забавно
      Когда-то в меня влюблен.
      Был скромный такой мальчишка,
      А нынче...
      Поди ж ты...
      Вот...
      Писатель...
      Известная шишка...
      Без просьбы уж к нам не придет.

Главный герой идет в Криушу, где не был три года. В деревне не слышно собачьего лая — стеречь нечего, повсюду лишь «гнилые хаты». На крыльце Оглоблина Прона собрались мужики и спорят по поводу новых законов. Герой здоровается с мужиками, они расспрашивают его о жизни в Питере. Они задают ему вопрос:

      Скажи:
      Отойдут ли крестьянам
      Без выкупа пашни господ?

Мужики спрашивает поэта, кто такой Ленин, поэт отвечает: «Он — вы».

3

Главный герой заболевает. Четыре дня его трясет лихорадка. В бреду он видит, что мельник привез кого-то. Рассказчик помнит лишь «белое платье / Да чей-то привздернутый нос». На пятые сутки ему стало легче, он услышал веселый голос Анны Онегиной. Она говорит, что они оба изменились: теперь она — замужняя дама, он — известный поэт. Когда-то в юности они вечерами вместе сидели у калитки и мечтали о славе. У него мечтания юности сбылись. Анна упрекает его за дебоши, о которых известно всей стране. Встреча с Анной всколыхнула что-то в душе лирического героя:

      И в сердце хоть прежнего нет,
      По-странному был я полон
      Наплывом шестнадцати лет.
      Расстались мы с ней на рассвете
      С загадкой движений и глаз...

Мельник носит записки своему гостю. Одно из посланий — следующего содержания:

      «Придите.
      Вы самый близкий.
      С любовью
      Оглоблин Прон»

Герой приходит в Криушу. Мужики собираются идти к Онегиным отбирать угодья. Оглоблин зовет его с собой. Подъехав к дому Онегиных» они услышали женский плач и слова утешения: «Рыдай — не рыдай, — не помога... / Теперь он холодный труп...»

Дверь открыла мать Анны, и Прон сразу стал говорить о земле. Рассказчик же прошел к Анне, у которой горе — убит на войне муж. Она, словно обезумев от горя, обижает гостя:

      «Убили... Убили Борю...
      Оставьте!
      Уйдите прочь!
      Вы — жалкий и низкий трусишка.
      Он умер...
      А вы вот здесь...»

Поэт уходит.

4

Все лето герой проводит на охоте. Однажды вечером к нему пришел Прон.

Он поздравляет всех с новой властью:

      Мы пашни берем и леса.
      В России теперь Советы
      И Ленин — старшой комиссар.
      Дружище!
      Вот это номер!
      Вот это почин так почин.

Прон собирается устроить на селе коммуну. У Прона есть брат Лабутя, хвастун и трус: «Такие всегда на примете. / Живут, не мозоля рук».

Он, напившись в кабаке, любит похваляться своей отвагой. Лабутя в первых рядах приехал описывать дом Онегиных.

Мельник привез Онегиных к себе. Лирический герой и Анна снова встретились. Она просила прощения за то, что обидела его в последнюю их встречу. Под вечер женщины уехали. Вскоре уехал и рассказчик в Питер «развеять тоску и сон».

5

Лирический герой рассказывает о революционных и послереволюционных годах — суровом времени для России.

Мельник присылает письмо, в котором сообщает, что Прон Оглоблин в 1920 г. был расстрелян отрядом Деникина. Лабутя, спрятавшись в соломе, спасся. Мельник зовет героя в гости, говорит о том, что не видел его уже шесть лет.

Лирический герой снова в дороге. Он видит знакомые места. «И сердце по-старому бьется, / Как билось в далекие дни».

Мельник встречает автора сообщением, что для него есть подарок — письмо от Анны Онегиной, которое пришло уже более двух месяцев назад. Анна пишет из Лондона. Она тоскует по родине, часто ходит на пристань смотреть на советские суда. Она говорит, что рассказчик ей по-прежнему дорог.

Лирический герой оценивает так письмо:

      Письмо как письмо.
      Беспричинно.
      Я в жисть бы таких не писал.

Как и прежде, поэт идет садом ночевать на сеновал с овчинным полушубком. Все вокруг напоминает ему годы юности, когда он был влюблен в Анну.

      Далекие милые были!..
      Тот образ во мне не угас.
      Мы все в эти годы любили,
      Но, значит,
      Любили и нас.

Источники творчества Сергея Есенина

Особенность поэтической судьбы Есенина в том, что он явился в столицу будто бы только для того, чтобы напомнить об источниках поэтического искусства — народной поэзии.

Источник поэтических средств Есенина — устное народное поэтическое творчество. Особенность поэтических взглядов народа — одушевление самых простых явлений природы, очеловечивание ее. Поэзия Есенина возникла на основе поэтических форм, веками складывающихся в народе, а целью стихотворений Есенина стало создание образа.

Одновременно в поэзии Есенина прослеживаются литературные традиции — влияние таких поэтов, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, А. А. Блок. Органическое сочетание традиций устной народной поэзии с достижениями русского классического стихотворения обусловило появление в поэзии Есенина новой образности.

В есенинской метафористической сгущенности ощущалась особенность нового времени, времени поиска разнообразных поэтических приемов и поисков в области стилистики. Есенин смело использует в своей лирике нестандартные слова и выражения, создает подчеркнуто живописный образ. Жажда новых поэтических открытий (опять же, имеющих в основе своей народное творчество) привела поэта к тому, что он использовал новые возможности для создания поэтического образа.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru