|
|
Краткое изложение произведений, ЛИТЕРАТУРАПоэзия Б. Ш. ОкуджавыДо свидания, мальчикиСтихотворение начинается обращением к войне. Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Автор обращается к образу юных бойцов, взывает к ним: Мальчики,
Автор просит их не проявлять трусость и низость, не скрываться, не избегать боя:
не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите... У него одна просьба: «Постарайтесь вернуться назад». И снова звучит обращение к «подлой» войне, из-за которой «вместо свадеб — разлуки и дым, / наши девочки платьица белые / раздарили сестренкам своим». Девушкам пришлось облачиться в сапоги, и Окуджава обращается к девчонкам, которые тоже стремятся постоять за Родину:
Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, что идете войной наугад... До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад. «Былое нельзя воротить...»Стихотворение начинается такими строками:
у каждой эпохи свои подрастают леса... И все же поэт жалеет о том, что ушло безвозвратно:
поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа. Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью.
Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
Москва, ты не веришь слезам — это время проверило.
Былое нельзя воротить... Выхожу я на улицу.
Арбатский дворик
Иначе на мир я гляжу. Во дворике этом мне тесно, и я из него ухожу. Ни почестей и ни богатства
В мешке вещевом и заплечном
Сильнее я с ним и добрее.
Грузинская песняМ. Квливидзе
и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою... А иначе зачем на земле этой вечной живу? Собирайтесь-ка, гости мои, на мое
В темно-красном своем
И когда заклубится закат,
Песенка об АрбатеЭто стихотворение — песнь близкой автору Москве и Арбату. Начинается оно со сравнения Арбата с рекой:
И прозрачен асфальт, как в реке вода. Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание. ты — и радость моя, и моя беда. В следующей строфе автор говорит о том, что Арбат — его религия, т. е. нечто интимное, родное человеку, то, во что человек верит:
каблуками стучат — по делам спешат. Ах, Арбат, мой Арбат, ты — моя религия, мостовые твои подо мной лежат. В последней строфе стихотворения автор признается в своей верной и постоянной любви к Арбату, а вместе с ним — и к Москве:
сорок тысяч других мостовых любя. Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое отечество, никогда до конца не пройти тебя. Полночный троллейбусСтихотворение начинается такими строками:
когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный. Продолжает автор воззванием к троллейбусу:
верши по бульварам круженье... Ночная гонка необходима, «чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи / крушенье, / крушенье». Троллейбус выступает в качестве спасителя, способного увезти от бед и проблем. В следующей строфе троллейбус сравнивается с кораблем:
Я знаю, как в зябкую полночь твои пассажиры — матросы твои — приходят на помощь. Звучит мотив близости к таким же полночным путешественникам, как и лирический герой стихотворения:
я к ним прикасался плечами... Как много, представьте себе, доброты в молчанье, в молчанье. И заканчивается стихотворение светлой лирической нотой:
Москва, как река, затухает, и боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает. Развитие романтических традиций в поэзии Б. ОкуджавыПоэтический мир Окуджавы создается по вдохновению, по чувствам и восприятию поэта. Поэт не стремится описать реальный мир со всем правдоподобием, что отсылает нас к романтическим традициям. В стихах Окуджавы слышны эмоции поэта, к воспеваемому или описываемому. Романтическое направление в литературе характеризуется порывом, неприятием прозы, бездуховности и неподвижности реальной жизни. И романтические традиции, зародившиеся на рубеже XVIII—XIX вв., продолжаются в творчестве Булата Окуджавы, поэта XX в. В стихах Окуджавы, практически во всей его лирике, есть это движение, развитие. Они динамичны. Помимо этого, все построение стихотворений поэта — прямое обращение автора к читателю, эмоциональный заряд — побуждало следовать за мыслью автора, и не просто следовать, а развивать ее. В авторских песнях Окуджавы сквозь романтически преображенные картины будничной жизни, мягкую доверительную интонацию и тонкий лиризм проступает твердость этических ориентиров, безупречная верность высокому духовному выбору.
|
|
|