А где, собственно, в Photoshop'е сохраняется контур выделения? Или по-другому спросим:
откуда его в случае необходимости доставать, чтобы оно снова появилось
на рисунке?
Если заранее не знать, угадать невозможно.
Откройте палитру Channels (каналы) и внизу под цветовыми каналами увидите
еще один, дополнительный канал (это называется альфа-канал), куда
и попадает выделение (см. рис. 1.92). Если вы сохраняли разные контуры
выделения, каждый будет сидеть в отдельном альфа-канале.
Вроде бы, что общего у сохраненного выделения и цветовых каналов? Совсем
ничего. Но операции с ними выполняются одинаковым образом, а кроме того,
альфа-канал легко превратить в цветовой, о чем вам будет рассказано ближе
к концу этой главы.
Более быстрый способ сохранить
выделение в альфа-канале - нажать эту кнопку на палитре Channels.
Тут даже диалоговое окно не появляется, имя канала у вас тоже не запрашивают
- Photoshop молча создает каналы с именами Alpha I, Alpha 2 и т. д.
Когда понадобится восстановить
на рисунке сохраненный контур выделения, можно воспользоваться этой кнопкой
или командой Load channel as selection. Можно также щелкнуть мышкой по
альфа-каналу с клавишей Ctrl.
На самом деле, Ctrl-щелчком можно создать выделение не только из альфа-канала,
но и из любого цветового. Выделится, к примеру, все зеленое. А вы это
зеленое, к примеру, удалите. И останется, к примеру, все красное и синее.
Рис. 1.92. Выделение сохранено в альфа-канале
Точно так же вы можете создать выделение из любого слоя - Ctrl-щелчок
по слою в палитре Layers, и на рисунке появится контур, созданный вокруг
непрозрачных участков данного слоя. Если были размытые, полупрозрачные
участки, программа все это учтет.
На рисунке 1.92 видно, что Photoshop назначил горячую клавишу Ctrl-4 для
быстрого перехода на новый альфа-канал. Для следующих альфа-каналов Photoshop автоматически
назначает клавиатурные комбинации Ctrl-5, Ctrl-6, ..., Ctrl-9. А потом
перестает -клавиши заканчиваются.
На рисунке 1.92 этого не видно, а знать это тем не менее весьма полезно:
мы можем мгновенно загрузить из канала контур выделения по комбинациям
Alt-Ctrl-4, Alt-Ctrl-5, ..., Alt-Ctrl-9. Даже не переходя для этого в
панель Channels.
А если у вас было уже что-то выделено на рисунке, что станет с тем контуром
после восстановления выделения из альфа-канала? Исчезнет, конечно, новый
контур его заменит. Но в наших силах сделать, чтобы не исчез.
Создавая выделение любым из способов (щелчком по кнопке Load channel as
selection или Ctrl-щелчком), нажмите клавишу Shift. Тогда произойдет добавление
к выделенному (сложение). Если нажмете Alt - выйдет вычитание канала из
существующего выделения. А если нажать вместе Shift и Alt, то на рисунке
останется только область пересечения выделений.
Рис. 1.93. Загружаем выделение из альфа-канала с именем
Quadrate
Другой способ взять контур выделения из альфа-канала - воспользоваться
командой Load Selection в меню Select (см. рис. 1.93). Тут, как видите,
нас спрашивают:
какой из альфа-каналов использовать
- список Ctaannel;
загрузить выделение в прямом или в инвертированном
(обращенном) виде - строка Invert. Был выделен автомобиль - с настройкой
Invert выделится все кроме автомобиля;
из какого файла (открытого в Photoshop, естественно)
взять альфа-канал - список Document. Мы тут же смекаем: значит, можно
и из другого! Это, конечно, здорово. Имеется, правда, одно ограничение:
у того файла должны быть точно такие же геометрические размеры, как
и у этого, иначе в списке Document его просто не окажется.
(Зато в любой документ, вне зависимости от его размеров, мы сможем скопировать
наш альфа-канал - взяли мышкой да перетащили. А чтобы он попал в новый
рисунок точно по центру, тащите его с «шифтом»);
если что-то на рисунке к тому моменту уже было выделено,
станет доступна нижняя секция диалогового окна, определяющая способ
сложения выделений. New Selection - заменить старое новым, Add... -
добавить, Subtract... - вычесть, Intersect... - пересечь с выделением.
Когда я выбираю мышкой свой альфа-канал или нажимаю Ctrl-4, Photoshop
отключает все цветовые каналы (отчего рисунок пропадает) и включает черно-белое
изображение альфа-канала. Теперь я могу рисовать в нем любым инструментом,
стирать ластиком, выделять какие-то области, закрашивать, обрабатывать
размывками и прочими фильтрами - все как на обычном рисунке.
Как, кстати, и цветовой канал, - если вдруг какие-то сложные творческие
замыслы от вас этого потребуют. В новом файле цветовой канал станет альфа-каналом.
Соответственно, будет изменяться контур выделения, который здесь хранится.
Вспомните, кстати, про быструю маску (Quick Mask) - тут все очень похоже.
Когда закончите редактирование канала и создадите из него контур выделения,
можете вернуться к работе с рисунком. Для этого щелкните в панели каналов
по строке RGB или, что намного быстрее и проще, нажмите клавиатурную комбинацию
Ctrl-~ (тильда). Рисунок включится, альфа-канал выключится.
Белым цветом в альфа-канале обозначаются участки, находящиеся внутри выделения,
черным - участки вне его (замаскированные), а серым - участки с частичным,
полупрозрачным выделением. Чем светлее был серый цвет, которым мы рисовали,
тем в большей степени будет выделен участок, который мы создадим из этого
канала. Соответственно, применяя к рисунку фильтры или иные обработки,
мы будем применять их к более светлым участкам в большей степени, чем
к темным.
Вспомним фотографию кошки, которую мы пытались плавно затемнить в главе
«Градиентная заливка». Вооруженные новыми познаниями, мы сможем теперь
сделать это иначе, более корректно. Зальем альфа-канал радиальным градиентом
от черного к белому, сделаем Ctrl-щелчок и получим градиентное выделение.
(Пусть вас не смущает тот факт, что рамка из «бегущих муравьев» пройдет
в каком-то совсем неожиданном месте, как на рисунке 1.94: в случае размытого
выделения она просто обозначает границу 50-процентной прозрачности).
Рис. 1.94. Кошка в контуре градиентного выделения
Вернемся к редактированию изображения (Ctrl-~), выберем слой с кошкой
и выполним одну из команд изменения яркости-контраста (Levels, Curves
или Brightness/Contrast). К разным частям рисунка затемнение будет применено
в различной степени: к выделенным - в максимальной, к невыделенным в
минимальной, к частично выделенным светлым сильнее, к частично выделенным
темным слабее.
А вот еще вариант применения градиентного выделения: копирование Фрагмента
с градиентным выделением и вставка в другом рисунке. В результате будет
плавный переход от одного рисунка к другому.
Или еще: ослабевающая в каком-то направлении, как бы сходящая на нет заливка
текстурой.
Очень хорошо работает в альфа-канале и фильтр размывки Gaussian Blur из
меню Filter > Blur. Он тоже создает в черно-белом изображении серые
переходы, но по-своему. Особенно радует тот факт, что гауссово размытие
можно применить в узкой каемке вокруг объекта.
Скажем, вы выделяете объект сложной формы, создаете из выделения альфа-канал,
потом преобразуете выделение в каемку вокруг объекта (например, при помощи
команды выделения бордюра Select > Modify > Border) и уже по этому
выделению производите размывку (в альфа-канале, а не на рисунке!). Фрагмент,
вырезанный по такому размытому на краях выделению, можно поставить на
какой-то фон, и он будет очень хорошо смотреться вне зависимости от того,
что это был за фон - темный, светлый, сложная текстура или вообще другая
фотография. Важно только верно выбрать ширину каемки и силу размывки -
поэкспериментировав с этими вещами, вы скоро этому научитесь -почувствуете,
сколько, когда и каким образом.
Думаю, жизнь подскажет вам десятки других применений частичного выделения,
которое создается при помощи вездесущего альфа-канала. Ведь подавляющее
большинство операций обработки света и цвета, фильтров и эффектов Фото в Photoshop
возможно не только по градиентной, но и вообще по любой неоднородно прозрачной
маске.
А вот еще одно: альфа-канал можно превратить в цветовой.
Помните, я говорил вам, что кроме обычных цветов разрешено использовать
плашечные - например, для серебряной или бронзовой (золотой) краски.