Речевые (риторические, стилистические) фигуры - это любые языковые средства,
придающие речи образность и
выразительность.
Фигуры речи подразделяют на
семантические и синтаксические.
Семантические
фигуры речи образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более
крупных отрезков текста, имеющим особую смысловую значимость.
К ним относятся:
сравнение - стилистическая фигура, основанная на образной
трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет
угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С.Пушкин); Под
ним струя светлей лазури (М.Ю.Лермонтов);
восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и
более единиц, размещённых по возрастающей интенсивности значения: Я вас
прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю;
нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект
путём нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и
даже мыши (М.Твен);
зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в
силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и
сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шёл дождь и
три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом
настроении;
каламбур - фигура, представляющая собой игру слов,
намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или
использование сходства в звучании разных слов для создания комического
эффекта: В её твореньях красок нет, а на лице их слишком много
(П.А.Вяземский);
антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на
противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры -
антонимия, синтаксическая основа - параллелизм
конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит,
дурак наскучит;
оксюморон - фигура речи, состоящая в приписывании понятию
несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по
смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.
Синтаксические фигуры речи образуются путём особого стилистически значимого
построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. В
синтаксических фигурах речи главную роль играет синтаксическая форма, хотя
характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от смыслового
наполнения.
По количественному составу
синтаксических конструкций различаются фигуры убавления и фигуры добавления.
К фигурам убавления относятся:
эллипсис - стилистическая фигура, состоящая в том, что один из
компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту
больше выразительности, динамичности: Решили лисы кролика запечь, а
кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки
(Козловский);
апосиопеза - умышленно незавершённое высказывание: Вот он
вернётся и тогда…;
просиопеза - опущение начальной части высказывания, например,
употребление отчества вместо имени и отчества;
апокойну - свойственное разговорной речи объединение двух предложений в
одно высказывание, содержащее общий член: Там сидит человек тебя
ждёт.
К фигурам добавления относятся:
повтор - фигура, состоящая в повторении слова или предложения с
целью подчеркивания, усиления мысли;
анадиплозис (подхват) - фигура речи, построенная таким образом,
что слово или группа слов повторяется в начале следующего сегмента:
Придёт оно, большое как глоток, - глоток воды во время зноя летнего
(Рождественский);
пролепса - одновременное употребление существительного и
заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий.
По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяется такая
фигура речи, как инверсия.
Инверсия -
это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный
порядок: Он червяков накопал, удочки притащил; Твоих оград узор чугунный
(А.С.Пушкин).
Расширение функции синтаксической
конструкции лежит в основе риторического
вопроса.
Риторический вопрос -
предложение вопросительное по структуре, но повествовательное по цели
высказывания. Риторические вопросы широко распространены как в ораторской, так и
в разговорной речи: Разве я не знаю его, эту ложь, которую он весь
пропитан? (Л.Н.Толстой).
На взаимодействии (уподоблении или расподоблении) структур синтаксических
конструкций, совместно встречающихся в тексте основываются следующие речевые
фигуры:
параллелизм - тождественное строение двух или более отрезков
текста: В каком году - рассчитывай, в какой земле -
угадывай…(Н.А.Некрасов);
хиазм - "перекрещивание", переменная позиция повторяющихся
компонентов двух смежных отрезков текста: Мышка боится Мишки - Мишка
боится Мышки; Поэзия грамматики и грамматика поэзии - название статьи
Р.Якобсона;
анафора - повторение начальных частей предложения или других
отрезков речи: Свалился… А тот-то был в силе! Свалился… не минуть и
нам…(Н.А.Некрасов);
эпифора - повторение конечных частей отрезков речи: Не станет
нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям).
Тропы - это переносы наименования, использование слов, их сочетаний и
предложений для наименования иного предмета в данной речевой ситуации.
Основными видами тропов являются:
метафора - употребление слова в переносном значении, основанное
на сравнении предметов: Ваня сущий вьюн; Это не кот, а бандит
(М.А.Булгаков);
метонимия - перенос значения слова по смежности, сопредельности:
выутюженный молодой человек; дерзкие глаза;
ирония - намеренное употребление слов, словосочетаний,
предложений и более крупных отрезков текста в смысле абсолютно
противоположном буквальному. Ироническая окраска текста понимается читающим
или слушающим за счет владения фоновыми знаниями (знанием ситуации,
культурных и иных реалий), а также с помощью интонационных или иных способов
подчеркивания автором противоположного смысла высказывания: Отколе,
умная, бредёшь ты, голова? (И.А.Крылов).