|
|
Учебник для 7-8 класса ЧерчениеVIII. Сборочные чертежиЧертежи, содержащие изображения изделий, состоящих из нескольких деталей, и данные для их сборки (изготовления) и контроля, называют сборочными. В изделиях (станках и механизмах) детали образуют различные соединения. § 30. Общие сведения о соединениях деталейНа рисунке 208 показано одно из древнейших соединений, состоящее из колеса, оси повозки и чеки, которая не дает колесу соскочить с оси.
Рис. 208. Простейшее соединение колеса и оси повозки С развитием техники простейшие соединения деталей совершенствовались. Теперь они используются во многих механизмах. Соединения, многократно встречающиеся в механизмах различных машин, называют типовыми. Ими пользуются при создании станков, автоматических линий и др. Применение типовых соединений значительно облегчает работу по конструированию и изготовлению машин. В черчении часто приходится встречаться с изображениями типовых соединений деталей. Некоторые из них показаны на рисунке 209.
Рис. 209. Различные соединения деталей 30.1. Виды соединении деталей. Соединения деталей разделяются на разъемные и неразъемные. К разъемным соединениям относят такие, которые можно разобрать, не разрушая деталей, их составляющих. Неразъемные соединения нельзя разобрать без разрушения деталей. В технике применяют следующие основные соединения деталей (см. рис. 209): болтовое, шпилечное, шпоночное, заклепочное, штифтовое, сварное, винтовое. Внимательно рассмотрите изображения на рисунке 209. Выпишите в один столбец названия неразъемных соединений, в другой — разъемных. За названиями соединений проставьте в скобках буквы, которыми они отмечены на стрелках-указателях. Если вы правильно определите, какие соединения разъемные, а какие — неразъемные, то из букв, стоящих в скобках после названий разъемных соединений, можно будет составить слово «верно». 30.2. Стандартные детали. Выбор размеров и форм ряда деталей и соединений ограничен. Различные типы изделий сведены к определенному числу образцов-стандартов. Конструкции изделий или отдельных конструктивных элементов общемашиностроительного назначения (крепежных деталей, сверл, резцов и др.) определены стандартом. Это дает возможность изготовлять их на специализированных предприятиях. В результате повышается производительность труда и понижается стоимость изделий. Составление и чтение чертежей стандартизованных деталей и соединений облегчаются тем, что соответствующие стандарты определяют правила их изображения. Эти правила предусматривают ряд упрощений.
30.3. Взаимозаменяемость. Стандартизация создает возможность взаимозаменяемости деталей. Государственные стандарты содержат таблицы, пользуясь которыми определяют наибольший и наименьший предельные размеры. Между этими размерами может колебаться заданный размер. Поэтому детали, соответствующие стандартам, могут заменять одна другую. На этом основана организация массового и крупносерийного производства. Испорчена, например, автомашина: пришли в негодность несколько винтов и гаек, сработались клапаны. Беда невелика. Эти детали стандартизованы. Их можно приобрести в магазине. Они полностью могут заменить детали, вышедшие из строя. Польза взаимозаменяемости была продемонстрирована еще в 1826 г. на Тульском оружейном заводе. Со склада взяли без выбора 30 ружей, разобрали их и детали перемешали. Затем ружья снова собрали. Они действовали безотказно. В наше время в условиях автоматизации производства и использования ЭВМ точность изделий, необходимая для их взаимозаменяемости, достигла очень высокого уровня.
|
|
|