|
|
Учебник для 7-8 класса Черчение§ 37. Понятие о деталированииИзделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Но сначала изготавливают детали, а для этого требуется обеспечить производство их чертежами. Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состояших из нескольких деталей, называют деталированием.
Рис. 250. Сборочный чертеж и наглядное изображение упора
Суть процесса деталирования будет ясна из сопоставления рисунков 250 и 251. Упор, чертеж и наглядное изображение которого приведены на рисунке 250, мысленно расчленен на отдельные детали (рис. 251, а). На рисунке 251, б даны чертежи двух деталей, как правило, они содержат различные указания, в том числе связанные с технологией изготовления детали. Здесь эти обозначения не приведены. Их изучают на занятиях практикума по машиностроительному черчению.
Рис. 251. Детали упора: а - наглядное изображение; 6 - чертеж летали «корпус»; в — чертеж детали «сухарь» Чтобы облегчить работу, рекомендуем придерживаться следующего порядка деталирования:
Для сопрягаемых поверхностей надо согласовать размеры. Это значит, что одинаковыми по величине должны быть, например, наружные диаметры втулки и отверстия, куда она запрессовывается (рис. 248). При деталировании, особенно при нанесении размеров, надо пользоваться справочниками. Так. размеры пазов для шпонок должны быть выбраны и нанесены в соответствии с рекомендациями, данными в разделе 33.1; размеры резьбовых изделий в соответствии с рекомендациями, данными в разделах 31.3 и 32.2. Наконец, справочником целесообразно воспользоваться, когда что-либо забыто или встретилось впервые. Например, в спецификации сборочного чертежа встретилось обозначение: «Шплинт 1,5х15 ГОСТ 397—79». Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет форму, показанную на рисунке 252. Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстий диаметра d=1,5 мм, длина шплинта 15 мм.
Рис. 252. Шплинт Использование справочников при чтении и составлении чертежей, в том числе и во время контрольных работ, разгружает память, позволяет получить больше новых сведений, ускоряет выполнение работы. Выполняя деталирование, надо каждую деталь вычерчивать на отдельном листе, формат которого зависит от выбранного масштаба. Большую часть данных для основной надписи берут из спецификации сборочного чертежа. Рассмотрим пример деталирования. На рисунке 253 дано наглядное изображение кривошипа. На рисунке 254 приведен его чертеж. Кривошип передает движение от шатуна к валу, превращая поступательное движение поршня во вращательное движение вала (см. схему на рис. 255). Он представляет собой эксцентрично расположенный палец (дет. 2), соединенный посредством плеча (дет. 1) с валом (дет. 3), которому сообщает вращательное движение. С пальцем кривошипа шарнирно соединяется шатун, идущий от поршня.
Рис. 253. Кривошип Прочитав чертеж (рис. 254), устанавливаем по спецификации, что на нем изображен кривошип. Даны главный вид и разрез. Главный вид содержит местный разрез. Изображение детали 3 также содержит местный разрез.
Рис 254. Сборочный чертеж кривошипа Деталь 6 — болт имеет головку в виде шестиугольной призмы. Основные размеры болта: резьба Мб, длина стержня 25 мм. Это мы узнаем из спецификации. Зная номер стандарта, можно определить «размер под ключ» (он равен 10 мм), высоту головки (4 мм) и другие размеры.
Рис. 255. Схема работы кривошипа Деталь 5 — гайка с резьбой М6 имеет форму шестиугольной призмы. Деталь 2 называется «палец». Он состоит из трех цилиндров и усеченного конуса. Конический конец детали 2 расклепан, что обеспечивает неподвижность соединения с деталью 1. Шпонка (дет. 4) призматическая. Высота и ширина шпонки по 6 мм, длина 14 мм. Это мы также узнаем из спецификации. В детали «плечо» четыре отверстия: одно коническое, второе цилиндрическое под вал диаметром 21 мм и два также цилиндрических под болт Мб. Болт и гайка служат для стягивания лапок плеча, которое зажимает вал. Детали 1 и 3 соединяются призматической шпонкой. Размеры диаметр 16 и 24 являются присоединительными, размер 160 габаритный. На детали 4,5 и 6 составлять чертежи не надо, так как они стандартизованы. Таким образом, чертеж прочитан. Изделие мысленно разобрано на отдельные детали. Выделены те из них, на которые нужно составить чертежи, определив необходимое количество нзображений, положение для главного вида, отметив сопрягаемые поверхности и выбрав масштаб. На рисунке 256 дан чертеж детали 2 — пальца. На чертеже, где он представлен в соединении с другими деталями, палец показан на двух изображениях, а здесь на одном, так как форма ого полностью выявляется одним видом.
Рис. 256. Чертеж детали 2 кривошипа На рисунке 257 дан чертеж плеча. Размеры, которых не было на рисунке 254. определены с помощью углового масштаба (см. указание к работе № 20). Размеры шпоночного паза 6 и 2,8 мм —взяты из справочной таблицы (см. § 33).
Рис. 257. Чертеж детали 1 кривошипа Размеры сопрягаемых поверхностей (для диаметров 16 и 21) взаимно согласованы.
Графическая работа № 19. Деталирование Выполните по указанию учителя чертежи одной-двух деталей (рис. 240, 244, 245, 246, 247, 248). Указания к работе № 20.
Рис. 258. Угловой (пропорциональный) масштаб
Например, на рисунке 254 расстояние между центрами отверстий 45 мм. Откладываем эту величину на горизонтальной прямой. Из конца отрезка проводим перпендикуляр. На нем от вершины угла откладываем расстояние между центрами отверстий, но взятое с чертежа в книге. Концы отрезков соединяем прямой (голубого цвета). Чтобы определить размер любого отрезка на данном чертеже, откладываем этот отрезок от вершины на вертикальной стороне угла и проводим линию, параллельную прямой красного цвета. Она отметит на горизонтальной стороне угла действительную величину определяемого отрезка. Практическая работа № 20. Решение творческих задач с элементами конструирования Конструирование — это создание новых изделий или их усовершенствование (реконструкция). Работа по конструированию всегда сопровождается выполнением графических изображений (чертежей, технических рисунков). Чтобы учиться конструированию, полезно решать задачи, включающие элементы конструкторского труда. Такие задачи могут включать введение новых конструктивных элементов (отверстий, вырезов и др.) в изделие, изменение количества или формы его частей. Цель этих изменений — придать предмету новые полезные качества (уменьшить вес, повысить прочность, упростить обработку, создать удобство пользования изделием, придать привлекательность внешнему виду и др.). Это нелегкий труд. Здесь надо проявлять смекалку.
Рис. 259. Задания на конструирование
|
|
|