ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 14

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

У русских первопроходцев и искателей приключений была своя эпоха Великих географических открытий и цель — «Сибирская землица», и не за морями, а за Уральским хребтом. Водилась там пушнина, без которой на Руси было тяжело, ведь зимы у нас холодные. Был и легендарный герой — атаман Ермак Тимофеевич, личность и деяния которого до сих пор вызывают споры у историков.

Сведения о Ермаке до Сибирского похода противоречивы. Как писал Н.М. Карамзин: «Ермак был роду безвестного, но душою великой». Большинство историков считает его донским казаком, некоторые — жителем Приуралья. Он был атаманом казацкой шайки, грабившей суда на Волге. Спасаясь от московских воевод, Ермак направился по реке Чусовой к купцам и промышленникам Строгановым. Нанятый ими для охраны своих владений, Ермак помогал обороняться от инородцев. Получив от Ивана IV разрешение выдвинуть форпосты на Обь и Иртыш, Строгановы снарядили военную экспедицию для защиты своих владений от набегов Сибирского ханства. Человек большого военного опыта, Ермак возглавил дружину ив 1581 году отправился во владения сибирского хана Кучума.

Ермак разгромил татарских князьков. Его успех объясняется наличием у казаков огнестрельного оружия и верной тактикой, при которой противника вынуждали биться там, где нельзя использовать конницу.

Кучум направил против Ермака войско под командованием племянника, но в трёхдневном сражении войско Кучума было разбито, столица ханства захвачена.

Разгром Сибирского ханства означал возможность захвата зауральских земель. Ермак отправил посла к Ивану Грозному с известием о покорении новой страны и обратился за помощью. Царь послал ему 500 стрельцов, но этого было недостаточно.

Кучум неожиданно напал на небольшой отряд Ермака. Казачий отряд был уничтожен. Атаман, спасаясь от преследователей, пытался добраться вплавь до струга, но под тяжестью кольчуги утонул. (259 слов)

(По Ю.А. Пелевину и материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - У русских первопроходцев была своя эпоха Великих географических открытий, цель — покорение Сибири и герой — атаман Ермак Тимофеевич

2 - Ермак, будучи атаманом казацкой шайки, бежал на Урал и был нанят Строгановыми для защиты от сибирского хана

3 - Верная тактика и огнестрельное оружие способствовали победе Ермака над татарскими князьями и разгрому Сибирского ханства

4 - Ермаку не удалось закрепить победу, так как царь не прислал достаточной помощи

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Сад залило неспокойной водой. (2) Огромные банановые листья, юкковые шапки, сбитые волнами ветви мушмулы, лавра и магнолий колыхались в воде. (3) Высокая многолетняя пальма была сломана волной, и её большую и прекрасную зелёную голову унесла вода.

(4) Погода была особенной в этот день: тяжело, низко стояла над морем чёрная туча, вспыхивали молнии. (5) Ноябрьский воздух был необычайно тёплым, и при каждом набеге волны ощущался влажный жар, шедший из моря.

(6) Люди невольно отступали, когда волна, склонив чугунную голову, неслась по финишной прямой к берегу, заслоняя своим огромным телом не только море, но и всё небо. (7) Над морем вспыхивали молнии, а в горах шёл снег. (8) На плавной крутизне горных склонов, среди рыжей, красной и зелёной листвы сияла новорождённая зима.

(9) Волна, пригибая и подминая вздрагивающую землю, взбегала на берег... (10) Море в этот день было сильней земли. (11) В дыму вдруг вырастали обтёсанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю. (12) Вода стала чёрной от подхваченного ею несметного миллиона гальки и груд песка. (13) И из этой полукаменной, тяжёлой и чёрной воды рождались ворохи белых летучих брызг. (14) Вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгорячённых водяных туш усиливало ощущение одухотворённости природы — море казалось живым.

(15) От пушечных ударов дрожала набережная, высокие эвкалипты, дома, и, казалось, горы дрожали тоже.

(16) Да, это была самая тяжёлая артиллерия, артиллерия резерва главного командования, но не того командования, которое осуществляют земные маршалы и генералиссимусы. (17) Это был гнев грозного и милосердного главного командования, чья ставка и штаб артиллерии были скрыты за нависшими тучами.

(18) Истопники и уборщицы, подавальщицы из столовой, вытаскивая из затопленного водой дома ковры, кресла, свёрнутые в узлы портьеры, свёртки постельного белья, то и дело оглядывались на море и говорили с восторгом:

— Красиво как, как красиво...

(19) Праздничный подъём и оживление испытывали оглушённые грохотом люди, с лицами, мокрыми от водяной пыли...

(20) Какое-то странное желание томило душу, и хотелось, чтобы ещё сильней дрожала земля от морских ударов. (21) Люди словно участвовали в гневе моря; сила моря не принижала человека, а делала счастливым, наполняла его торжеством.

(По В. Гроссману)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор пишет, что погода была особенной в этот день?»

  1. В этот день было затмение.
  2. Тепло, исходящее от моря, контрастировало со снегом в горах.
  3. Был ливень, гром и молния.
  4. Гром и шторм на море пугали людей.

А2 Укажите, в каком значение употреблено в тексте слово «подъём» (предложение 19).

  1. дорога вверх
  2. пробуждение
  3. нарастание
  4. возбуждение

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Волна, пригибая и подминая вздрагивающую землю, взбегала на берег...
  2. Море в этот день было сильней земли.
  3. Истопники и уборщицы, подавальщицы из столовой, вытаскивая из затопленного водой дома ковры, кресла, свёрнутые в узлы портьеры, свертки постельного белья...
  4. На плавной крутизне горных склонов, среди рыжей, красной и зелёной листвы сияла новорождённая зима.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ТЯЖЕЛО (предложение 4) буква Я обозначает один звук и мягкость предшествующего согласного.
  2. В слове ВКРИВЬ (предложение 11) первый звук — [ф].
  3. В слове ПОДЪЁМ (предложение 19) твёрдость согласного [д] на письме обозначена буквой Ъ (твёрдый знак).
  4. В слове ЮККОВЫЕ (предложение 2) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. колыхались
  2. вырастали
  3. разгорячённых
  4. грохотом

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно?

  1. сбитые
  2. вспыхивали
  3. истопники
  4. принижала

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что одна буква Н входит в корень слова, а другая — в суффикс?

  1. подхваченного
  2. полукаменной
  3. оглушённые
  4. одухотворённости

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1Замените описательный оборот ПОДАВАЛЬЩИЦЫ ИЗ СТОЛОВОЙ из предложения 18 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ (предложение 18), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 1. Ответ:

В4 Среди предложений 9—15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите но мер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

От пушечных ударов дрожала набережная ,(1) высокие эвкалипты,(2) дома,(3) и, (4) казалось,(5) горы дрожали тоже.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Люди невольно отступали,(1) когда волна,(2) склонив чугунную голову,(3) неслась по финишной прямой к берегу,(4) заслоняя своим огромным телом не только море,(5) но и всё небо. Над морем вспыхивали молнии, (6) а в горах шёл снег.

В8 Среди предложений 1—8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 9—17 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-4; АЗ-4; А4-3; А5-2; А6-1; А7-2.

Б1-официантки; Б2-говорили восторженно; Б3-залило; Б4-9; Б5-4,5; Б6-3; Б7-6; Б8-4; Б9-14.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания авторов книги «Основы психолингвистики» Ильи Наумовича Горелова, Константина Фёдоровича Седова: «Объективная реальность с грамматическими значениями находится в очень непростых отношениях. Однако в речи грамматические формы служат целям передачи информации не меньше, чем значения слов».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Н. Горелова и К.Ф. Седова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

С помощью слов можно назвать предметы, признаки, действия, но нельзя выразить мысль. Это можно сделать только с помощью предложений, которые строятся по законам грамматики языка. Чтобы связать слова в словосочетания и предложения, надо выбрать форму слова, то есть поставить его в нужное число, падеж (имя существительное), время, лицо (глагол) и т.д.

Примеры

Показать, что с помощью слов, которые автор употребил в одном из предложений, мысль не выразишь. Например, не будет ясности относительно того, когда происходит действие, единичный или множественный деятель совершает это действие. Мысль выражается только с помощью предложений, в которых все слова связаны не только по смыслу, но и грамматически путём изменения формы. Показать, например, как значения числа, лица, времени передаётся с помощью изменения грамматической формы глагола.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru