ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 16

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Заповедник Усть-Ленский создан в 1985 году для охраны дельты могучей реки Лены и её обитателей. Отыскать на карте мира место, где он расположен, совсем нетрудно. Нужно лишь, очерчивая линию вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, остановиться в низовье одной из крупнейших рек планеты.

Общая площадь заповедника — более 14 тысяч квадратных километров. Многие тысячи лет Лена несёт к океану ил, песок и мелкую гальку. Всё это, оседая на дне моря Лаптевых, образует обширную дельту — одну из крупнейших в мире. Чёрно-серые горы выглядывают одна из-за другой, вершина самой дальней растворяется в туманной дымке. На склонах белыми плешинами лежит снег. Травянистый покров с яркими каплями цветов постепенно сменяется не менее красочным мохово-лишайниковым. На склонах гор, цепляясь за камни, трепещут на ветру вездесущие жёлтые полярные маки — глаза тундры.

Относительно тёплая ленская вода, впадая в море, повышает температуру всего полярного бассейна, оказывает влияние на флору и фауну побережья. В низовьях Лены водится 122 вида птиц, 36 видов рыб, 30 видов млекопитающих. Среди охраняемых видов — морж, белуха, белый медведь, чайки, белый журавль, сибирская гага, малый тундровый лебедь. Прижились овцебыки, завезённые из Таймырского заповедника.

Всё в дельте дышит гармонией. В июне из жарких стран и другого полушария сюда летят перелётные птицы. Многие виды пернатых выводят здесь потомство. В этом же природном роддоме появляются на свет малыши у дикого северного оленя. На зиму как минимум тысячное стадо олешек отправляется в горные тундры заповедного участка. Дельту считают центром происхождения уникальных сиговых рыб. Здесь под присмотром инспекторов заповедника спят в берлогах белые медведи, роют норы песцы, нежатся на коллективных пляжах морские млекопитающие. Часть представителей здешней флоры и фауны занесены в Красную книгу. (262 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Заповедник Усть-Ленский создан в устье Лены 1985 году для охраны дельты могучей реки и её обитателей

2 - Крупная дельта Лены обрамлена чёрно-серыми горами, поросшими цветами, травами и лишайниками

3 - Тёплая ленская вода повышает температуру полярного бассейна, оказывает влияние на флору и фауну побережья

4 - Животный мир заповедника богат, и всё здесь дышит гармонией

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Школа наша была удивительная: в ней ещё сохранялись некоторые приметы былой гимназической жизни.

(2) Должен сказать, что с учителями нам повезло. (3) Литературу у нас вела мать будущих писателей Александра Ивановна Стругацкая, замечательная женщина, настоящая русская красавица с косой. (4) Именно Александра Ивановна привила нам любовь к своему предмету.

(5) Раньше, до её появления, я заведомо не хотел читать того, что было положено по школьной программе, но с её приходом у меня появился интерес к литературе. (6) Я стал много и увлечённо читать. (7) Естественно, среди любимых мною книг был Жюль Верн: сначала я прочитал «Таинственный остров», а потом всё, что мог найти из других его произведений. (8) Конечно, прочёл я и «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, но особенно потряс меня Дюма — его «Трёх мушкетеров» я люблю до сих пор.

(9) Однажды у кого-то в руках я случайно увидел «Графа Монте-Кристо» и, пока хозяин книги то ли отвлёкся, то ли вышел, начал читать. (10) С первых же страниц я так был захвачен сюжетом, что потом стал судорожно искать, у кого бы найти эту книгу, взять домой и прочитать. (11) Ни у кого из наших знакомых её не оказалось, но кто-то посоветовал мне пойти в читальный зал. (12) Я тогда даже и не подозревал, что есть такое учреждение. (13) Библиотека с читальным залом находилась на Кондратьевском проспекте, около кинотеатра «Гигант». (14) И вот я не ленился ездить туда, записывался в очередь, приходил в читальный зал и терпеливо дожидался, когда предыдущий читатель освободит книгу, которую выдавали каждому на час-два.

(15) Моему увлечению чтением способствовали мама и отец, которые сами любили читать. (16) Они не раз дарили мне книги на день рождения. (17) Хотя родители и ругали меня постоянно, что я читаю, лёжа в постели, но я уже не мог отвыкнуть от этого. (18) И по сей день у меня сохранилась привычка читать перед сном.

(19) Я очень полюбил книги Паустовского, особенно мне нравились его повести о художниках. (20) Прочитав о жизни Гогена, я потом увидел его картины в Эрмитаже, когда уже во времена хрущёвской «оттепели» произведения импрессионистов впервые после долгих лет были там выставлены. (21) Помню, как они потрясли меня, и я стал мечтать о том, как было бы хорошо попасть на Таити, куда я, кстати, всё-таки попал несколько лет назад.

(22) Потом я открыл для себя Александра Грина, а когда во времена «оттепели» стало издаваться всё больше настоящей литературы, появилась возможность читать Есенина, Бунина...

(23) Во многом способствовала моему увлечению книгами и жена моего дяди Пети, Любовь Федоровна, которую в семье все звали Люсей.

(24) Тётю Люсю я запомнил всегда читающей. (25) Мне казалось, что она знает о литературе всё. (26) Видимо, это у неё было наследственное: её отец когда-то был владельцем букинистического магазина. (27) На меня её знания о книгах производили большое впечатление: о чём бы я её ни спрашивал, какую бы книгу ни называл, оказывалось, что она её или прочитала, или знает о ней, и я брал много книг у неё. (28) При этом она строго следила за тем, что я выбираю в её домашней библиотеке, и говорила назидательно: «Нет, это тебе ещё рано читать, возьми лучше эту книгу».

(По Ю. Сенкевичу)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «С чего началась любовь рассказчика к чтению?»

  1. Эту любовь воспитали родители.
  2. Рассказчику посоветовали посетить читальный зал.
  3. Он случайно увидел у кого-то в руках роман «Граф Монте-Кристо».
  4. Любовь к книгам привила учительница литературы.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заведомо» (предложение 5).

  1. специально
  2. сначала
  3. сразу
  4. до опыта

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.

  1. Я очень полюбил книги Паустовского, особенно мне нравились его повести о художниках.
  2. Прочитав о жизни Гогена, я потом увидел его картины в Эрмитаже, когда уже во времена хрущевской «оттепели» произведения импрессионистов впервые после долгих лет были там выставлены.
  3. Потом я открыл для себя Александра Грина, а когда во времена «оттепели» стало издаваться всё больше настоящей литературы, появилась возможность читать Есенина, Бунина...
  4. Во многом способствовала моему увлечению книгами и жена моего дяди Пети, Любовь Федоровна, которую в семье все звали Люсей.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЕЩЁ (предложение 1) два согласных звука.
  2. В слове ВПЕРВЫЕ (предложение 20) первый звук — [ф].
  3. В слове ПОПАСТЬ (предложение 21) мягкость согласного [с’] обусловлена уподоблением последующему мягкому согласному.
  4. В слове ЕЗДИТЬ (предложение 14) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. освободит
  2. выбираю
  3. назидательно
  4. удивительная

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно?

  1. привила
  2. с приходом
  3. предыдущий
  4. приметы

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что в слове есть суффикс -ЕНН-?

  1. увлечённо
  2. естественно
  3. особенно
  4. таинственный

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текст. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово НАЗИДАТЕЛЬНО из предложения 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ (предложение 23), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 6.

В4 Среди предложений 15—22 найдите предложения, осложненные обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Помню,(1) как они потрясли меня,(2) и я стал мечтать о том,(3) как было бы хорошо попасть на Таити,(4) куда я,(5) кстати,(6) всё-таки попал несколько лет назад.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

И вот я не ленился ездить туда,(1) записывался в очередь,(2) приходил в читальный зал и терпеливо дожидался,(3) когда предыдущий читатель освободит книгу,(4) которую выдавали каждому на час-два.

В8 Среди предложений 9—14 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 22—28 найдите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-4; А2-4; АЗ-3; А4-4; А5-2; А6-3; А7-4.

Б1-поучительно; Б2-дядина жена; Б3-я стал читать; Б4-17,20; Б5-5,6; Б6-2; Б7-3,4; Б8-10,14; Б9-27.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Ирины Борисовны Голуб: «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способности соединяться друг с другом».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Б. Голуб.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Слова в русском языке сочетаются по смыслу и грамматически. Чтобы общаться в устной и письменной форме, надо знать не только значения слов, но и правила их сочетания, которые связаны с грамматикой.

Примеры

Чтобы сочетать глагол и существительное, надо знать правила управления: использовать постановку существительного в нужной падежной форме, правильно изменять окончание и применять предлоги.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru