ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 23

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Когда окружающая действительность стремительно меняется, язык именно в силу своей стабильности остаётся один поддержкой и опорой, позволяет сохранять собственную идентичность и культурную преемственность. Поэтому люди реагируют на языковые новшества весьма болезненно. Легко заметить, что в любой радио- или телепередаче, где говорят о языке или культуре, кто-нибудь обязательно начинает восклицать: «Как мы стали говорить! Зачем столько заимствований? Мы забываем хорошие русские слова, теряем духовность... Скоро вообще не сможем читать Пушкина без перевода!» То, что язык оказывается переменчивым и пугающе незнакомым, люди нередко воспринимают как утрату последнего прибежища и окончательный крах.

Между тем оснований для таких панических настроений в общем-то нет. Язык — организм очень живой и живучий. Он чрезвычайно чувствителен и восприимчив, но ему не так-то просто что-нибудь навязать. Если новое слово или новое значение слова прижилось, значит, это зачем-то языку нужно: в нашем сознании, в культуре появился новый смысл, новое понятие, для которого недостаёт словесной оболочки. А если нет потребности в такой оболочке — как новое слово ни насаждай, язык его либо отторгнет, либо переосмыслит и вложит в него то содержание, которое ему нужно. Однако это не означает, что нет смысла вообще говорить о том, правильно ли мы употребляем те или иные слова, выражения.

Например, метаморфозы претерпело слово амбиции. До недавнего времени амбициозным называли человека с завышенной самооценкой и безосновательными притязаниями. Так язык отражает укоренённое в русской культуре представление о том, что гордому человеку следует смиряться. И вот всё изменилось. Появилось поколение успешных и амбициозных молодых людей, которые отвечают на вызовы жизни — делают карьеру. И ничего в этом плохого язык уже почти не видит. Слово амбиция приобрело иную, скорее положительную окраску. Удержится ли она — покажет время. (264 слова)

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 -Язык позволяет народу сохранять собственную идентичность и культурную преемственность

2 - Люди реагируют на языковые новшества весьма болезненно

3 - Язык чрезвычайно чувствителен к новшествам, но ему не так-то просто что-нибудь навязать

4 - Слово амбиции претерпело метаморфозы

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Наш двор «нарочито невелик», квадратен, замощён булыжником.

(2) Посредине огорожен зелёной деревянной решёткой жалкий питерский садишко в четыре тополя и одну берёзку...

(3) Бывало, во двор входит перекошенный на один бок тяжестью своего ящикообразного инструмента, худой, смуглый, впалогрудый шарманщик. (4) Такой же тощий и черномазый мальчишка несёт за ним клетку с ободранным зелёным попугаем, ящичек, в котором плотно уложены, как в картотеке, картонные билетики «счастья», маленький вытертый коврик...

(5) Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик. (6) Мальчишка уже разостлал поодаль трёпаный, грязнее каменной мостовой, коврик. (7) Свой картуз с переломленным козырьком он положил, как чашку, тут же около, на панели...

(8) Ах, этот нудный, гнусавый, за сердце хватающий присвист, которым начинались все мелодии тогдашних разбитых шарманок! (9) Почему ты помнишься столько лет, столько десятилетий? (10) Ах, этот мрачный, жутковатый, униженный и ненавидящий взгляд сине-белых, то ли цыганских, то ли итальянских глаз на коричневом лице! (11) Ты и сейчас стоишь передо мною. (12) И эта мятая, бутылочно-зеленого плюша артистическая шляпа, шляпа нищеты, шляпа горечи, шляпа тысяч несчастий и миллионов терзаний — сколько я видел в детстве таких трагических шляп...

(13) Раздаётся чахоточная, пошлая, скудная, как этот дворик, мелодия без слов... (14) Это — искусство, и оно доходит. (15) Уже из подворотни, озираясь, нет ли где рядом злого дворника, заглядывают во двор девчонки и парнишки с соседних дворов, таскающиеся за шарманкой из дома в дом. (16) Уже наши собственные дворницкие и швейцарские дети выбежали во двор: девчонки подбираются шаг за шагом к самому попугаю, мальчишки окружают коврик. (17) Одно за другим распахиваются окна, высовываются головы кухарок, горничных, приживалок, и вот уже летит на землю первый, завёрнутый в бумажку алтын, и неза-вёрнутый пятак падает и катится, звеня и подпрыгивая, к ногам музыканта... (18) И какая-то с косичкой, но уже похихикивающая по-взрослому, фыркая в рукав, покупает себе «счастье». (19) И сердитый, нахохленный попугай, недовольно покрякивая и покрикивая что-то не по-русски, ловко зацепив клювом, вытаскивает из туго спрессованной пачки один билетик.

(20) Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули.

(21) Он разбежался, и стал на голову, и сложился пополам, и закувыркался, и сделал кульбит...

(22) Шарманщик набрал порядочно, они собрали своё имущество и пошли прочь: старший — привычно согнувшись на один бок под грузом шарманки, глядя в землю, трудно кашляя на ходу, младший — посверкивая детскими, но уже много знающими глазами, глазами не то как у младенца Христа, не то как у обезьянки-макаки, жгучими и грустными.

(23) У ворот шарманщик вдруг оборачивается и что-то быстро, гортанно говорит той, с косичкой, которая покупала «счастье». (24) И она, вспыхнув, плюет ему вслед, а мальчишки восхищённо хохочут, и дворничиха замахивается на музыкантов метлой, и старший даёт младшему на ходу быстрый, но добродушный подзатыльник и обзывает свинёнком.

(25) Но мальчишке что? (26) Он пронзительно свистнул и высунул дворничихе язык...

(По Л. Успенскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «нудный, гнусавый, за сердце хватающий присвист» шарманки долгие годы стоит перед автором? » 1) Это была самая красивая из всех слышанных автором мелодий. 2) Это яркие воспоминания детства, отражающие дух прошлого. 3) Это был неприятный звук, который раздражал автора. 4) В детстве автора было мало радости, и он запомнил шарманку как одно из немногих удовольствий.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «терзаний» (предложение 12). 1) надругательств 2) пыток 3) сомнений 4) мучений

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик. 2) И эта мятая, бутылочно-зелёного плюша артистическая шляпа, шляпа нищеты, шляпа горечи, шляпа тысяч несчастий и миллионов терзаний... 3) Уже из подворотни, озираясь, нет ли где рядом злого дворника, заглядывают во двор девчонки и парнишки с соседних дворов, таскающиеся за шарманкой из дома в дом. 4) Он разбежался, и стал на голову, и сложился пополам, и закувыркался, и сделал кульбит...

А4 Укажите ошибочное суждение. 1) В слове СВИСТНУЛ (предложение 26) согласный звук [т] является непроизносимым. 2) В слове СБРОСИВ (предложение 20) первый звук — [з]. 3) В слове ШАРМАНЩИК (предложение 3) есть согласный звук [н]. 4) В слове МЕЛОДИЯ (предложение 13) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1)озираясь 2) утверждает 3) восхищённо 4) подбираются

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно? 1)сделал 2) вспыхнув 3) распахиваются 4) приживалок

А7 В каком слове правописание суффикса определяется тем, что слово произошло от глагола II спряжения? 1) похихикивающая 2) ненавидящий 3) хватающий 4) нахохленный

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЙ КОСТЫЛЬ (предложение 5), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 5.

В4 Среди предложений 13—19 найдите предложения с одиночными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями. Напишите номера этих предложений.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Бывало,(1) во двор входит шарманщик,(2) перекошенный на один бок тяжестью своего ящикообразного инструмента,(3) худой,(4) смуглый,(5) впалогрудый.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Одно за другим распахиваются окна,(1) высовываются головы кухарок,(2) горничных,(3) приживалок,(4) и вот уже летит на землю первый,(5) завёрнутый в бумажку алтын,(6) и незавернутый пятак падает и катится, (7)звеня и подпрыгивая,(8) к ногам музыканта...

В8 Среди предложений 20—26 найдите сложноподчинённое предложение с определительной придаточной частью. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 20—26 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-4; АЗ-2; А4-3; А5-4; А6-1; А7-2.

Б1-тесьма; Б2-костыль из дерева; Б3-старший упирает, утверждает; Б4-15,17; Б5-1; Б6-4; Б7-4,6; Б8-23; Б9-20.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Александра Ивановича Куприна: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.И. Куприна.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Язык формируется в результате исторического развития народа. В каждый исторический период социально-политические, экономические, культурные, бытовые условия жизни меняются. В результате происходят изменения и в языке: появляются новые слова и выражения, а некоторые из имеющихся переходят в пассивный запас или исчезают. Изучая историю, мы постигаем язык, и наоборот: изучая язык (например, устаревшие слова), мы лучше узнаём историю. Следовательно, язык нужно беречь.

Примеры

Примеры устаревших слов, употреблённых в тексте.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru