ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 26

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Беловежская пуща — наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который в доисторические времена произрастал на территории Европы. Постепенно он был вырублен и в относительно ненарушенном состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории Белоруссии и Польши. В 1992 г. Государственный национальный парк «Беловежская пуща» включён в Список Всемирного наследия человечества. Позже он получил статус биосферного заповедника и был награждён Дипломом Совета Европы.

Беловежская пуща является уникальным и крупнейшим массивом древних лесов, типичных для равнин Средней Европы. Лес, лес и лес на многие десятки километров — вот что поражает человека, впервые приехавшего в пущу. Лес удивляет необычайной пестротой, беспрерывным чередованием различных пород и размерами деревьев. Средний возраст лесов Беловежской пущи составляет более ста лет, отдельные участки леса имеют возраст до 350 лет. В Пуще зарегистрировано более тысячи деревьев-великанов: пятисотлетние дубы, трёхсот летние ясени и сосны, старые ели.

Беловежская пуща по числу видов растений и животных не имеет себе равных в Европе. Здесь произрастают более 260 видов мхов, около 300 видов лишайников и 570 видов грибов. В списке фауны Беловежской пущи насчитывается 59 видов млекопитающих, 227 видов птиц, 7 видов пресмыкающихся, 24 вида рыб. Здесь обитает самая крупная в мире популяция зубров, встречаются благородный олень, дикий кабан, косуля и лось, а из хищников — волк, лисица, рысь, барсук, куница, выдра и другие. Флора и фауна представлены большим числом редких видов растений и животных, занесённых в Красную Книгу.

Беловежская пуща обладает особой притягательной силой для туристов, число которых растет из года в год. Поэтому для знакомства с её достопримечательностями разработан ряд экскурсионных программ и маршрутов. (255 слов)

(По материалам электронной энциклопедии «Википедия»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Беловежская пуща — наиболее крупный остаток реликтового леса на территории Европы

2 - Беловежская пуща является уникальным и крупнейшим массивом древних лесов

3 - Беловежская пуща по числу видов растений и животных не имеет себе равных в Европе

4 - Беловежская пуща обладает особой притягательной силой для туристов

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. (2) Уши Барбоса вечно носили на себе следы «боевых схваток», а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны. (3) Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами.

(4) Жулька также принадлежала к очень распространённой породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. (5) Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. (6) Деликатность её выражалась главным образом в манере есть. (7) Она никогда не попрошайничала, наоборот, её всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку.

(8) Между Барбосом и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. (9) Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но, во всяком случае, явно она никогда этого не высказывала.

(10) Однажды к нам во двор забежала бешеная собака. (11) Барбос видел её со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал.

(12) Собака носилась по двору из угла в угол, нагоняя одним своим видом панический ужас и на людей, и на животных.

(13) Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. (14) Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке. (15) Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. (16) Потом они столкнулись... (17) Это всё произошло так быстро, что никто не успел даже отозвать Жульку назад. (18) От сильного толчка она упала и покатилась по земле, а бешеная собака тотчас же повернула к воротам и выскочила на улицу. (19) Когда Жульку осмотрели, то на ней не нашли ни одного следа зубов, и, вероятно, собака не успела её даже укусить. (20) Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульке... (21) В один день она исхудала до неузнаваемости; то лежала по целым часам в каком-нибудь тёмном углу, то носилась по двору, кружась и подпрыгивая. (22) Она отказывалась от пищи и не оборачивалась, когда её звали по имени. (23) На третий день она так ослабела, что не могла приподняться с земли. (24) Глаза её, такие же светлые и умные, как и прежде, выражали глубокое внутреннее мучение. (25) По приказанию отца, её отнесли в пустой дровяной сарай, чтобы она могла там спокойно умереть ...

(26) Через час после того, как Жульку заперли, к сараю прибежал Барбос. (27) Он был сильно взволнован и принялся сначала визжать, а потом выть, подняв кверху голову. (28) Иногда он останавливался на минуту, чтобы понюхать с тревожным видом и настороженными ушами щель сарайной двери, а потом опять протяжно и жалостно выл.

(29) Как только отворили дверь сарая, Барбос стремглав бросился к Жульке, бессильно лежавшей на земле, обнюхал её и с тихим визгом стал лизать её в глаза, в морду, в уши. (30) Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову — ей это не удалось. (31) В прощании собак было что-то трогательное ...

(32) Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лёг около дверей на земле. (33) Он уже больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. (34) Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. (35) Жулька лежала неподвижно на боку. (36) Она издохла...

(По А.И. Куприну)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Чем автор объясняет гибель Жульки?»

  1. Она умерла от старости.
  2. Собака не выдержала перенесённого стресса.
  3. Её искусала бешеная собака.
  4. Жулька получила травмы, когда «от сильного толчка она упала и покатилась по земле».

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «искони» (предложение 3).

  1. всегда
  2. повсеместно
  3. с давних пор
  4. с недавних пор

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является перифраз.

  1. Она никогда не попрошайничала, наоборот, её всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку.
  2. Уши Барбоса вечно носили на себе следы «боевых схваток», а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны.
  3. Между Барбосом и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь.
  4. Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лёг около дверей на земле.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЖАЛОСТНО (предложение 28) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ЛЮБОВЬ (предложение 8) последний звук — [ф’].
  3. В слове СОБАЧЬЕГО (предложение 2) мягкость согласного [ч’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове МУЧЕНИЕ (предложение 24) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. косточку
  2. с поразительной
  3. оборачивалась
  4. выскочила

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»?

  1. приподняться
  2. прибежал
  3. принадлежала
  4. приземист

А7 В каком слове правописание суффикса определяется тем, что он всегда пишется единообразно?

  1. чиновницы
  2. собачек
  3. вежливость
  4. упрашивать

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста, Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ИЗДОХЛА из предложения 36 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ДРОВЯНОЙ САРАЙ (предложение 25), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 31.

В4 Среди предложений 1—9 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при выделении водного слова.

Может быть,(1) втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры,(2) но,(3) во всяком случае,(4) явно она никогда этого не высказывала.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 28.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Как только отворили дверь сарая,(1) Барбос стремглав бросился к Жульке,(2) бессильно лежавшей на земле,(3) обнюхал её и с тихим визгом стал лизать её в глаза,(4) в морду,(5) в уши.

В8 Среди предложений 13—25 найдите сложноподчинённые предложения с придаточной частью меры и степени. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 4—9 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-3; АЗ-2; А4-3; А5-4; А6-1; А7-3.

Б1-умерла; Б2-сарай для дров; Б3-было цто-то трогательное; Б4-4; Б5-1,3,4; Б6-2; Б7-1; Б8-17,23; Б9-7.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, помещённого в энциклопедии «Языкознание. Русский язык»: «Чтобы текст стал более выразительным, составляющие его высказывания можно развернуть, свернуть, переставить местами и даже разделить на кусочки».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из названной энциклопедии.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Выразительность текста достигается за счёт использования автором различных стилистических приёмов. Один из таких приёмов — разворачивание фразы путём применения рядов однородных членов, использования обособленных оборотов речи. Иногда и свёрнутость фразы делает текст более выразительным. Например, это бывает при использовании назывных предложений. Интересен в этом плане и приём парцелляции — разбиение одного предложения на ряд фрагментов, причём отделяемые фрагменты характеризуются неполнотой.

Примеры

Примеры из текста, в которых использованы названные приёмы. Особенно легко можно найти предложения с однородными членами. К приёму разделения можно привести в пример два последних предложения текста.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru