ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 3

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Шагающие и лающие роботы — пока лишь игрушки, но уже способные выполнять примитивные команды. Когда-нибудь они научатся действовать самостоятельно, но почему бы уже сегодня не использовать весь накопившийся в процессе их создания опыт для решения несложных, но насущных задач?

Именно этим и занимаются японские учёные последние несколько лет. Уметь видеть суть и ценить то, что имеешь, — вот их самая завидная черта. Зачем требовать от робота того, чего он пока сделать не в силах (или делает плохо), если с этим прекрасно справляется сам человек? Пусть лучше он будет «просто» аккуратным и исполнительным, а остальное приложится. Старый принцип разработчиков компьютеров, постепенно перешедший в международный фольклор, гласит: «Человек думает, компьютер работает». На недавней выставке в Японии, к примеру, демонстрировались характерные новинки, из которых жюри выбрало десяток наиболее полезных и совершенных с технической точки зрения. Здесь был робот-тюлень, который оснащён специальными сенсорами и в ответ на прикосновения и поглаживания моргает глазами и шевелит плавниками, робот-рука, помогающая кормить инвалидов, и система с дистанционным управлением для выполнения спасательных работ. Когда робот догонит человека? Первый шаг уже сделан. В мае 1997 года компьютер впервые обыграл чемпиона мира в шахматы. В июле того же года другой робот начал полностью автономное исследование Марса. Скептики возразят, что в первом случае машина победила лишь благодаря миллиардам заложенных в неё комбинаций и невероятной (по тем временам) скорости их перебора. Освоение же безжизненной и почти плоской планеты — задача не такая уж сложная, вполне доступная моделированию. Но есть люди, для которых эти достижения стали отправной точкой в борьбе за «равенство» машин и людей. (247 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Сегодня роботы способны выполнять лишь примитивные команды

2 - Робот не заменит человека, но японские учёные стараются сделать из него помощника

3 - Уже созданы роботы, способные облегчить жизнь человека

4 - Есть люди, считающие, что робот может превзойти человека

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Моё раннее детство пришлось на 20-е годы прошлого века. (2)Семья жила в Брошевском переулке (он до сих пор сохранил своё название) — это между заставами Покровской и Спасской.

(3) Бабушкин дом деревянный, но оштукатуренный, и в детстве я не могла поверить, что он не каменный.

(4) У бабушки всегда жили племянницы и племянники, крестники. (5) В то смутное, неустойчивое время они приезжали учиться, искать работу, а некоторые, прибывшие из европейских городов и из Сибири, приживались у нас на долгие годы. (6) Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние: мой двоюродный дядя Валентин (Тинка, как его называли взрослые), в ту пору студент Межевого института, готовил дипломный проект. (7) На столе были разложены листы с чертежами: завтра защита. (8) Я в своём неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырёк с тушью, аккуратненько вылила её на весь проект, и краска залила чертёж. (9) Сама я не помню этого эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни слова, Тинка снял испачканные листы, наколол новые и принялся чертить. (10)Он чертил всю ночь! (11) Но не помню, чтобы я понесла какое-нибудь наказание.

(12) Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, племянников-крестников в студенческих тужурках...

(13) Я любила эти сборища за столом. (14) Особенно на Пасху и Рождество, когда пекли что-нибудь вкусное.

(15) Вспоминаю домашние музицирования: моя любимая тётя Лёля (я называла её Нень) — за роялем, а её братья — Тинка и Лека, один со скрипкой, а другой с нотами в руках (тенор!), пытались организовать трио, уж как бог на душу положит.

(16) Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи — бережное отношение друг к другу. (17) Мои мама и тётки были начисто лишены того, что теперь так захлестнуло всех: вещизма. (18) Они отличались редкой терпимостью к изменившейся жизни, не вспоминали с тоской: «Ах, как мы одевались, как красиво мы жили!» (19) Когда мне было лет семь, у бабушки описали и увезли за долги по налогам всю уцелевшую мебель: два письменных стола карельской берёзы, диван в стиле модерн, трюмо с подзеркальником и что-то ещё. (20) Для меня это стало катастрофой мира моего детства: сколько игр переиграно на этом диване, сколько нарядов принцесс и фей придумано перед этим зеркалом!

(21) А мама сказала: «Ну и что? Чем тебе этот диван так дорог? Это плохой стиль — модерн начала века».

(22) Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь на дому, а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд. (23) Тетя училась в художественном училище — по росписи фарфора. (24) Происходящие в стране события они воспринимали как-то спокойно, без нервов. (25) Только бабушка однажды дала понять своё ироническое отношение к действительности. (26) Пытаясь разбудить старшего сына, она пропела ему: «Вставай, проклятьем заклеймённый». (27) Он вскочил с негодованием: «Мамаша, да вы что? Да нас же расстреляют!» — (28)«А что, — говорит, — ведь это ваш гимн».

(29) Уже давно застроен панельными домами Брошевский переулок.

(30) Не стало переулков, которыми я ходила в школу, вместо них возникли магистрали с многоэтажными домами; проложены Рязанский и Волгоградский проспекты... (31) Но отчего я во сне так часто вижу те дворы, поросшие травой и одуванчиками, и убогие деревянные домики моего детства?

(По И. Крюковой)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик назвал отношение бабушки к происходящему в 20-е годы XX века ироническим?»

  1. Бабушка держала дома иконостас.
  2. Бабушка с иронией использовала цитату из гимна большевиков.
  3. Уклад жизни в доме бабушки был похож на дореволюционный.
  4. Бабушка не страдала «вещизмом».

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сборища» (предложение 13).

  1. собрания
  2. посиделки
  3. столпотворения
  4. игры

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

  1. Бабушкин дом деревянный, но оштукатуренный, и в детстве я не могла поверить, что он не каменный.
  2. Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние...
  3. Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи — бережное отношение друг к другу.
  4. Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь на дому, а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове КРЕСТНИКИ (предложение 4) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ВСПОМИНАЮ (предложение 15) первый звук — [ф].
  3. В слове НАШЕЙ (предложение 16) все согласные звуки твёрдые.
  4. В слове ПОРОСШИЕ (предложение 31) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. растениями
  2. размещались
  3. терпимостью
  4. изменившейся

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением — «приближение»?

  1. пришлось
  2. принялся
  3. прибывшие
  4. примечательную

А7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

  1. каменный
  2. племянники
  3. традиционными
  4. деревянный

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово НЕИЗБЫВНОМ (любопытстве) из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ (предложение 18), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

ВЗ Выпишите грамматическую основу предложения 16.

В4 Среди предложений 4—11 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите но мер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при вставных конструкциях.

Вспоминаю домашние музицирования:! 1) моя любимая тётя Лёля ((2)я называла её Нень)(3) — (4)за роялем,(5) а её братья —(6) Тинка и Лека,(7) один со скрипкой,(8) а другой с нотами в руках ((9)тенор!)(10), (11) пытались организовать трио, уж как бог на душу положит.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, (1) которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом,(2) традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, (3) за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, (4) дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, (5) племянников-крестников в студенческих тужурках...

В8 Среди предложений 7—11 найдите сложное предложение с изъяснительной придаточной частью. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 4—11 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-2; АЗ-2; А4-3; А5-1; А6-3; А7-4.

Б1-постоянном; Б2-не вспоминали тоскливо; Б3-отмечу; Б4-9; Б5-2,3,9,10; Б6-3; Б7-1,3; Б8-3,11; Б9-11.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинаний — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Знаки препинания помогают пишущему структурировать текст и, следовательно, точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему — понять их. Каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Точка показывает, что мысль закончилась, а запятая может свидетельствовать о незавершённости мысли, о перечислении или выделении фрагмента текста и т.д.

Примеры

Проанализировать примеры использования знаков препинания автором исходного текста.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru