ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 32

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

С кристаллами простейшей прямоугольной формы мы сталкиваемся ежедневно: необходимая на кухне соль имеет кубическую кристаллическую решётку. Но столь прозаичны по внутренней и внешней форме далеко не все твёрдые тела. Разнообразие форм большинства кристаллических материалов поражает своей причудливостью и зависит от силы притяжения между атомами, образующими твёрдое тело.

Кристаллы известны людям издавна. Само же слово «кристалл» в переводе с греческого первоначально обозначало обычный лёд, а в дальнейшем — горный хрусталь. Это объясняется так: человека всегда удивляла поразительная прозрачность некоторых природных минералов. В их оценке мастера ювелирного дела используют такой необычный термин, как «камень чистой воды». Так говорят об алмазе — самом дорогом и наиболее твёрдом камне, который сильно преломляет свет, сверкает множеством огней. Уникальная твёрдость делает его незаменимым бурильным материалом.

Известно, что газ занимает всё отведённое ему пространство, жидкость принимает форму сосуда и лишь твёрдые тела сохраняют свой внешний вид, независимо от того, в какое место мы их поместим. Сила притяжения между атомами в твёрдом теле велика. Каждый атом, оказавшись изначально на «своём» месте, никуда не смещается. «Сдвинуть» его можно лишь тогда, когда тело расплавится от высокой температуры или его разорвут на части.

Большинство твёрдых тел бесформенно, и только рука человека придаёт им форму, необходимую для применения. Однако за внешней неорганизованностью твёрдых тел скрывается чёткое расположение ближайших атомов. Большинство твёрдых тел имеет поликристалличес-кую структуру, и их атомы строго стоят на своих местах, образуя регулярную решётку. Микрокристаллы, из которых состоят металлы и их сплавы, видны только под микроскопом, а вот кристаллики соли и сахара можно наблюдать невооруженным глазом. Ещё более заметны кристаллы драгоценных камней.

Итак, основное отличие кристаллической формы вещества от аморфной стеклоподобной состоит в наличии жёсткой структуры во взаимном расположении атомов. (268 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Формы кристаллических материалов бывают простыми, но бывают и причудливыми

2 - Издавна людей привлекали свойства кристаллов

3 - Сила притяжения между атомами в твёрдом теле велика

4 - Большинство твёрдых тел имеет поликристаллическую структуру

5 - Основное отличие кристаллической формы вещества состоит в наличии жёсткой структуры во взаимном расположении атомов

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Грохот трамваев. (2) Вся расцвеченная, площадь то движется вперёд, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолётов — то гусиным треугольником, то меняя построение, как стёклышки в калейдоскопе.

(3) Рядом со мной, у входа в Малый театр, сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец, в том же самом заячьем халатике, в котором он писал «Волки и овцы». (4) На стене у входа я читаю афишу этой пьесы и переношусь в далёкое прошлое.

(5) К подъезду Малого театра, утопая железными шинами в несгре-бённом снегу и ныряя по ухабам, подползла облезлая допотопная театральная карета. (6) На козлах качался кучер в линючем армяке и вихрастой, с вылезшей клочьями шапке, с подвязанной щекой. (7) Он чмокал, цыкал, дёргал верёвочными вожжами пару разномастных, никогда не чищенных «кабысдохов», из тех, о которых популярный в то время певец Паша Богатырев пел в концертах слёзный романс:

Были когда-то и вы рысаками И кучеров вы имели лихих...

(8) В восьмидесятых годах девственную неприкосновенность Театральной площади пришлось ненадолго нарушить, и вот почему.

(9) Светловодная речка Неглинка, заключённая в трубу, из-за плохой канализации стала клоакой нечистот, которые стекали в Москву-реку и заражали воду. (10) С годами труба засорилась, её, кажется, никогда не чистили, и после каждого большого ливня вода заливала улицы, площади, нижние этажи домов по Неглинному проезду. (11) Потом вода уходила, оставляя на улице зловонный ил и наполняя подвальные этажи нечистотами.

(12) Так шли годы, пока не догадались выяснить причину. (13) Оказалось, что повороты, которых было два: один — под углом Малого театра, а другой — на площади, под фонтаном с фигурами скульптора Витали, были забиты отбросами города. (14) Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.

(15) Начали перестраивать Неглинку, открыли её своды. (16) Пришлось на площади забить несколько свай. (17) Поставили три высоких столба, привезли тридцатипудовую чугунную бабу, спустили вниз на блоке — и запели:

    Эй, дубинушка, ухнем, эй, зелёная, подёрнем!..

(18) Поднимается артелью рабочих чугунная бабища и бьёт по свае, народ валил толпами песни послушать. (19) Чем больше собирается народу, тем оживлённее рабочие: они, как и актёры, любят петь и играть при хорошем сборе. (20) Запевала оживляется: что видит, о том и поёт; вот он усмотрел толстую барыню-щеголиху и высоким фальцетом, отчеканивая слова, выводит:

    У барыни платье длинно,
    Из-под платья...

(21) А уж дальше такое хватит, что барыня под улюлюканье и гоготанье рада сквозь землю провалиться. (22) А запевала уже увидал франта в цилиндре:

    Франт, рубаха — белый цвет,
    А порткам, знать, смены нет.

(23) И ржёт публика, и всё прибывает толпа. (24) Артель утомилась, а хозяин требует:

— Старайся, робя, наддай ещё!

(25) Встряхивается запевала и понаддаёт:

    На дворе собака брешет,
    А хозяин пузо чешет.

(26) Толпа хохочет...

— Айда, робя, обедать.

(27) «Дубинушку» пели, заколачивая сваи как раз на том месте, где теперь в недрах незримо проходит метро. (28) В городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно. (29) Сами «отцы города» чувствовали, что при воровстве, взяточничестве такую панаму разведут, что никаких богатств не хватит, только разворуют, толку не будет, а какой-то поп говорил в проповеди, что это за грехи нас ведут в преисподнюю земли.

(30) «Грешники» поверили и испугались. (31) Да кроме того, с одной «Дубинушкой» вместо современной техники далеко уехать было тоже мудрено.

(По В. Гиляровскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Какой предстаёт перед читателем московская Театральная площадь в воспоминаниях В. Гиляровского?»

  1. Площадь была местом, где собирались уличные музыканты.
  2. Над Театральной площадью летали самолёты.
  3. На площади шла реконструкция подземной реки.
  4. На площади начинали строить метро.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «хватит» (предложение 21).

  1. испытать что-то неприятное
  2. сделать что-нибудь неожиданное
  3. причинить вред
  4. сказать лишнее

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. ... Над Москвой мчатся стаи самолётов — то гусиным треугольником, то меняя построение, как стёклышки в калейдоскопе.
  2. Поднимается артелью рабочих чугунная бабища и бьёт по свае, народ валил толпами песни послушать.
  3. А уж дальше такое хватит, что барыня под улюлюканье и гоготанье рада сквозь землю провалиться.
  4. Да кроме того, с одной «Дубинушкой» вместо современной техники далеко уехать было тоже мудрено.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РАЗНОМАСТНЫХ (предложение 7) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове НАРОД (предложение 18) последний звук — [т].
  3. В слове ПОДЪЕЗДУ (предложение 5) буква Ъ (твёрдый знак) обозначает на письме, что далее слышится согласный звук [й].
  4. В слове (ПО) СВАЕ (предложение 18) все согласные твёрдые.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. засорилась
  2. проповеди
  3. неприкосновенность
  4. догадались

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. сборе
  2. расцвеченная
  3. отчеканивая
  4. подползла

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что у слова есть зависимое слово?

  1. зловонной (предложение 11)
  2. чищенных (предложение 7)
  3. заключённая (предложение 9)
  4. подвязанной (предложение 6)

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените индивидуально-авторское слово БРЕШЕТ из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите из предложений 8—9 словосочетание, в котором слова соединяются способом примыкание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 14.

В4 Среди предложений 8—15 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

С годами труба засорилась,(1) её,(2) кажется, (3) никогда не чистили,(4) и после каждого большого ливня вода заливала улицы,(5) площади,(6) нижние этажи домов по Неглинному проезду.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Сами «отцы города» чувствовали,(1) что при воровстве,(2) взяточничестве такую панаму разведут,(3) что никаких богатств не хватит,(4) только разворуют,(5) толку не будет,(6) а какой-то поп говорил в проповеди,(7) что это за грехи нас ведут в преисподнюю земли.

В8 Среди предложений 18—21 найдите сложноподчинённое предложение с придаточной частью времени. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 15—19 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-4; АЗ-1; А4-4; А5-3; А6-2; А7-2.

Б1-лает; Б2-ненадолго нарушить; Б3-болота не имели выхода; Б4-9,14; Б5-2,3; Б6-3; Б7-6; Б8-12; Б9-19.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоимение — удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании...».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Реформатского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их: я, мы, кто, ты, этот, некоторый, какой-то, никто и др. В тексте местоимения выполняют важную роль: они заменяют собой имена существительные, прилагательные и числительные и помогают избежать повторов.

Примеры

Найти в тексте местоимения и разъяснить, какие слова они собой заменяют. Показать, что замена слова местоимением — это способ избегания повтора слов в соседних предложениях.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru