ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 34

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Современная психология предполагает, что первые попытки исследовать характер человека, классифицировать его по признакам были предприняты более 4 тысяч лет назад древними. Позже Гиппократ, ведя наблюдения за пациентами, начал разделять их по темпераментам. Он пришёл к выводу, что в человеческом организме смешиваются четыре влаги: кровь — тёплое начало, слизь — холодное начало, чёрная желчь — влажное начало и жёлтая желчь — сухое начало. В зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека. Спустя 5 веков его последователь Клавдий Гален описал типологию темпераментов, названия которых берутся от греко-латинских корней: флегматик, холерик, меланхолик и сангвиник.

Для сангвиника характерными являются высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Эмоциональные переживания сангвиника неглубоки, а его подвижность часто мешает сосредоточенности.

Холерику также свойственны высокая нервно-психическая активность и энергия действий, но при этом — резкость и стремительность движений, сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Флегматик характеризуется низким уровнем активности и трудностью переключения, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений.

Меланхолика отличают сдержанность и приглушённость речи, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении с преобладанием отрицательных эмоций. Ему свойственны ранимость и замкнутость.

В научном мире одну из самых интересных классификаций типов характеров предложил в 1920 году Карл Густав Юнг. Он предположил, что люди с похожими характерами схожи и в способах восприятия окружающего мира. По Юнгу, каждый человек имеет по меньшей мере одну наиболее развитую психическую функцию из четырёх — мышления, чувствования, интуиции и ощущения. Каждая из этих функций может быть более направлена на внешний мир, то есть быть экстравертной, или на внутренний — интровертной. Работа Юнга «Психологические типы» стала фундаментом в познании психотипов человека.

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Издавна предпринимаются попытки разделить людей по типам характера и темперамента

2 - Для сангвиника характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность

3 - Холерику свойственны высокая нервно-психическая активность, резкость и стремительность движений, импульсивность и эмоциональность

4 - Меланхолика отличают сдержанность, глубина и устойчивость чувств, ранимость и замкнутость

5 - Одну из классификаций типов характеров предложил Юнг

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) ...Одно из свойств, присущих языку, — «живой, как жизнь»: так окрестил его Гоголь, и эти гоголевские слова выбрал в качестве названия для своей книги Корней Чуковский. (2) Язык не может и не должен оставаться незыблемой, неподвижной твердыней, перемены в нём естественны и неизбежны, в особенности в такое бурное переменчивое время, как наше. (3) Однако сейчас, в 1995 году, я испытываю горестное ощущение, будто язык наш не переменился, а обеспамятел, забыл самого себя...

(4) Русский язык — один из богатейших в мире. (5) Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах. (6) Если и обогащается чем-либо живым, то лишь меткими блатными словечками и сухими, мёртвыми политическими терминами. (7) Рушится основа: отмирают дополнения, не склоняются почему-то названия местностей и имена числительные. (8) Почему: «У меня не хватило сто двадцать три рубля», а не «ста двадцати трёх»? (9) Школьников, обучая грамоте, не обучают, по-видимому, наименованиям букв — отсюда появились «нэ» «ме», «сэ», «сы», «фе». (10) Ливнем хлынули новые ударения: «начать» вместо «начать», «включить» вместо «включить», «принять» вместо «принять», «углубить» вместо «углубить» «усугубить» вместо «усугубить» и т.д. без конца. (11) «Облегчить» вместо «облегчить», «намерение» вместо «намерение»...

(12) Иностранных слов, хлынувших потоком в русский язык, хоть отбавляй, и, по существу, в этом нет ничего дурного. (13) Русский язык издавна выращивал рядом со своими корнями корни чужеземные.

(14) Но в настоящее время это уже именно поток, потоп. (15) Среди но-воприобретённых терминов существуют такие, которые, безусловно, отвечают требованиям новой социальной действительности: например, понятие «спонсор» не могло существовать при социализме, при советской власти в нём не было нужды, теперь такое явление возникло, а в языке слова нет. (16) Но многие и многие иностранные слова нам вовсе не требуются. (17) Говорящий полагает, что сказать «эксклюзивный» или «консенсус» вместо «исключительный» или «согласие» более интеллигентно. (18) А интеллигенция, наблюдая этот мертвящий поток, сама им захлёбывается.

(19) До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства — канцелярит. (20) Он грустно смеялся над такими оборотами речи: «Мы планируем на лето в Крым» вместо «Мы собираемся в Крым», горько смеялся, когда люди при нём щеголяли ненужными иностранными словами и, употребляя их, думали, что приобщаются тем к образованности.

(21) Приходит мне на память Мария Степановна, милая, славная наша работница, неграмотная русская деревенская женщина родом из-под Орла. (22) Как она прекрасно, живописно говорила, рассказывала! (23) Но вот, увидев однажды голубей, копошащихся среди цветов, Мария Степановна произнесла бессмертную фразу: «Надо их оттеда аннулировать».

(24) А слипшиеся слова, а путаница в самом значении слова: «роспись» (т.е. настенная роспись, фрески) перепуталась с «подписью» и «распиской»... (25) «Нам нужна ещё одна ваша роспись», — скажет вам бухгалтер в любом учреждении. (26) Намертво перепутались значения слов «гуманитарный» и «гуманный», а ведь смысл у них разный.

(27) Я же могу удлинять и удлинять перечень своих неотвязных вопросов... (28) Почему, например, переводчиц, руководительниц, председательниц превратили в переводчиков, руководителей, председателей?

(29) Почему все корреспондентки стали корреспондентами?

(30) Умолкаю. (31) Буду ожидать, пока «актриса» превратится в «актёра», «певица» — в «певца», а «балерина» — в «балеруна». (32) Остался у меня один вопрос: жив ли ты — живой, как жизнь?

(По Л. Чуковской)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Л. Чуковская считает, что русский язык «оскудевает и мертвеет на наших глазах»

  1. Язык перестал обогащаться.
  2. Отмирают, меняются принятые ранее нормы литературного языка, в том числе нормы склонения, ударения.
  3. Школьников не учат буквам.
  4. Появляется много новых терминов.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «незыблемой» (предложение 2).

  1. основной
  2. старинной
  3. непоколебимой, вечной
  4. неживой

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ирония.

  1. Буду ожидать, пока «актриса» превратится в «актёра», «певица» — в «певца», а «балерина» — в «балеруна».
  2. «Нам нужна ещё одна ваша роспись», — скажет вам бухгалтер в любом учреждении.
  3. До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства — канцелярит.
  4. Однако сейчас, в 1995 году, я испытываю горестное ощущение, будто язык наш не переменился, а обеспамятел, забыл самого себя...

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ГОРЕСТНОЕ (предложение 3) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ЯЗЫК (предложение 2) первый звук — [й].
  3. В слове ШКОЛЬНИКОВ (предложение 9) мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой И.
  4. В слове СОГЛАСИЕ (предложение 17) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. отмирают
  2. собираемся
  3. обогащается
  4. склоняются

А6 В каком слове слитное правописание приставки НЕ- обусловлено тем, что у слова есть синоним без НЕ?

  1. несчастье
  2. незыблемой
  3. неотвязных
  4. неизбежны

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- определяется тем, что это слово произошло от прилагательного с таким же количеством букв Н?

  1. иностранными
  2. удлинять
  3. гуманный
  4. путаница

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ГОГОЛЕВСКИЕ СЛОВА (предложение 1), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 19.

В4 Среди предложений 12—18 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Иностранных слов,(1) хлынувших потоком в русский язык,(2) хоть отбавляй,(3) и,(4) по существу,(5) в этом нет ничего дурного.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 31.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Однако сейчас,(1) в 1995 году,(2) я испытываю горестное ощущение,(3) будто язык наш не переменился,(4) а обеспамятел,(5) забыл самого себя...

В8 Среди предложений 25—32 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 12—20 найдите сложное предложение с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-3; АЗ-1; А4-4; А5-3; А6-1; А7-4.

Б1-обедняется, беднеет; Б2-слова Гоголя; Б3-Корней Иванович не дожил, назвал; Б4-18; Б5-4,5; Б6-4; Б7-3; Б8-32; Б9-15.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

С помощью слов можно назвать предметы, признаки, действия, но нельзя выразить мысль. Это можно сделать только с помощью предложений, которые строятся по законам грамматики языка.

Примеры

Найти в тексте устаревшие слова и разъяснить их значение с опорой на контекст.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru