ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 7

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Гиена входит в число наименее симпатичных человеку существ. Её имя стало нарицательным, обросло всяческими суевериями и небылицами и в этом качестве распространилось далеко от мест её обитания. Рассказывают, что гиены умеют подражать голосу человека, чтобы заманить детей или путников, а затем съедают обманутых жертв без остатка.

Внешний облик и повадки гиен отвращают от них людей. Разве может нравиться кургузое существо, у которого задние ноги короче передних, отчего зверь выглядит присевшим назад, будто он труслив от рождения, но при этом почему-то его тупая морда имеет очень зубастую пасть? Голос гиен напоминает человеческий хохот — не то безумный, не то издевательский. О диете и образе жизни и говорить не приходится: нахальный и агрессивный, да к тому же дурно пахнущий зверь — пожиратель падали. Описанный жуткий «образ» в первую очередь относится к самой крупной из современных гиен — пятнистой, которая живёт в Африке. Эти гиены — настоящие амазонки, воплощение самых смелых идей феминизма. Их стаи — чисто женские сообщества, во главе каждой стоит самка, которой остальные пятнистые охотницы числом от одного до нескольких десятков приходятся дочерьми или сёстрами. Самец пятнистой гиены — жалкое существо, обитающее где-то на нейтральной территории, любая самка стоит в иерархии выше него.

Сегодня на свете живёт ещё три вида гиен. Среди них земляной волк, который очень сильно отличается от прочих представителей семейства и строением, и образом жизни. Это некрупное существо питается главным образом насекомыми. Бурая, или береговая, гиена — редчайший обитатель побережья Южной Африки, где она кормится в основном тем, что выбросит море, хотя не брезгует и наземной живностью. Полосатая гиена обитает в Северной Африке и Южной азии. Трусливость её чрезвычайно велика, и для людей она совершенно безопасна. (262 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Люди не любят гиен, о которых сложено немало страшных легенд

2 - У гиен неприятная внешность и повадки, их считают трусливыми

3 - В стаях самых крупных пятнистых гиен лидируют самки

4 - Сегодня на свете живёт ещё три вида гиен: земляной волк, бурая, или береговая, и полосатая гиены

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Родился я в 1892 году в Москве, в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика. (2) Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем. (3) Он не выносил никаких тягостей и забот. (4) Очевидно, из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте. (5) После Москвы он служил в Пскове, в Вильно и, наконец, более или менее прочно осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге. (6) Моя мать — дочь служащего на сахарном заводе — была женщиной властной и неласковой. (7) Всю жизнь она держалась «твёрдых взглядов», сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей.

(8) Неласковость её была напускная. (9) Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное».

(10) Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством: в доме много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. (11) До сих пор я хожу в театр, как на праздник.

(12) Учился я в Киеве, в классической гимназии. (13) Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых «гуманитарных наук» — русской словесности, истории и психологии. (14) Литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков.

(15) Лучшим временем — порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей — была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. (16) Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополей и розовых свечах старых каштанов. (17) В такие вёсны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжёлыми косами и не писать стихов. (18) И я писал их без всякого удержу, по два-три стихотворения в день.

(19) В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. (20) О рабочих, о пролетариате говорили редко. (21) В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы — Путиловский, Обуховский и Ижорский, как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах.

(22) Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. (23) Перебивался я довольно тяжёлым трудом, так называемым репетиторством. (24) В последнем классе гимназии я написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале «Огни». (25) Это было, насколько я помню, в 1911 году.

(26) С тех пор решение стать писателем завладело мной так крепко, что я начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

(27) В 1912 году я окончил гимназию, два года пробыл в Киевском университете и работал и зиму и лето всё тем же репетитором, вернее, домашним учителем.

(К.Г. Паустовский)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему К.Г. Паустовский решил стать писателем?»

  1. Ему было трудно зарабатывать на жизнь преподаванием (репетиторством).
  2. У него были хорошие учителя.
  3. Ещё будучи гимназистом он опубликовал первый рассказ, и опыт был положительным.
  4. Ему нравилось посвящать стихи девушкам.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «либеральная» (предложение 19).

  1. снисходительная
  2. проявляющая попустительство
  3. относящаяся к партии либералов
  4. поддерживающая идеи демократических свобод

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством: в доме много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр.
  2. В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян.
  3. Она [весна] тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополей и розовых свечах старых каштанов.
  4. Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ВЛАСТНОЙ (предложение 6) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове РЕДКО (предложение 20) третий звук — [т].
  3. В слове ТРЕЗВОГО (предложение 2) есть один звук [в].
  4. В слове НАПУСКНАЯ (предложение 8) звуков больше, чем букв.

А5Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. обращении
  2. уживался
  3. вырастить
  4. безудержных

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно?

  1. неисправимым
  2. бессонных
  3. распалась
  4. сводившихся

А7 В каком слове правописание суффикса определяется тем, что оно произошло от глагола II спряжения?

  1. служащего
  2. убеждена
  3. подразумевали
  4. зарабатывать

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово НЕЖЕЛИ из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ (предложение 15), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 2. Ответ:

В4 Среди предложений 12—19 найдите предложение с двумя обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Родился я в 1892 году в Москве,(1) в Гранатном переулке,(2) в семье железнодорожного статистика. Отец мой,(3) несмотря на профессию,(4) требовавшую трезвого взгляда на вещи,(5) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Очевидно,(6) из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ:

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

С тех пор решение стать писателем завладело мной так крепко,(1) что я начал подчинять свою жизнь этой единственной цели. В 1912 году я окончил гимназию,(2) два года пробыл в Киевском университете и работал и зиму и лето всё тем же репетитором,(3) вернее,(4) домашним учителем.

В8 Среди предложений 1—11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1—11 найдите сложное предложение, одна из частей которого является безличным предложением. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-4; АЗ-3; А4-3; А5-3; А6-4; А7-1.

Б1-чем; Б2-ночей без сна; Б3-отец был мечтателем; Б4-15; Б5-6; Б6-2; Б7-1; Б8-10; Б9-9.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Евгения Ивановича Замятина: «... Каждой среде, эпохе, нации присущ свой строй языка, свой синтаксис, свой характер мышления, характер мыслей ».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.И. Замятина.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Язык формируется в результате исторического развития народа. В каждый исторический период социально-политические, экономические, культурные, бытовые условия жизни меняются. В результате происходят изменения и в языке: появляются новые слова и выражения, а некоторые из имеющихся переходят в пассивный запас или исчезают.

Примеры

Примеры устаревших слов, употреблённых в тексте.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru