Учебник для 9 класса

ЛИТЕРАТУРА

       

Вопросы и задания по творчеству Н. М. Карамзина

  1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали?
  2. Проанализируйте, опираясь на текст учебника, повесть «Бедная Лиза»:

    Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»?

    Известны ли Вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у Вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета?

    Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая и т. д.).

    Какими характерами отличались Лиза и Эраст? Как складывались их отношения? Почему они расстались?

    Как проявляются в повести черты сентиментализма?

    Почему повесть Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?

  1. В чем смысл стихотворения Н. М. Карамзина «Осень»? С чем сравнивается природа в стихотворении «Осень»? Как Вы понимаете строки?

      Странник печальный, утешься!
      Вянет природа
      Только на малое время;
      Все оживится,

      Все обновится весною;
      С гордой улыбкой
      Снова природа восстанет
      В брачной одежде.

      Смертный, ах! вянет навеки!
      Старец весною
      Чувствует хладную зиму
      Ветхия жизни.

  2. Прочитайте самостоятельно другие произведения Карамзина, например: «Наталья, боярская дочь», «Рыцарь нашего времени», стихотворения.
  3. Расскажите о реформе литературного языка, проведенной Карамзиным. Чем она вызвана и в чем она состояла?
  4. Читали ли Вы «Историю государства Российского» Карамзина? Прочтите главу о времени Смуты и монолог Пимена в «Борисе Годунове» Пушкина. Есть ли сходство между точками зрения Карамзина и Пушкина на этот период истории Древней Руси? Похож ли летописец Пимен («Борис Годунов» А. С. Пушкина) на повествователя в «Истории...»?
  5. В чем значение творчества и личности Карамзина для России — ее культуры и литературы?
  6. В. Г. Белинский в статье «Карамзин и его заслуги» подчеркивает, что Карамзин первым на Руси заменил мертвый язык книги живым языком, начал писать повести, которые заинтересовали общество. Обратите на это внимание, когда будете читать стихотворные и прозаические произведения писателя.

Развивайте дар слова

  1. Подумайте, каковы положительные черты характеров Лизы и Эраста. Чем завершается повесть «Бедная Лиза»? Почему современники автора считали это новаторским приемом писателя? Подготовьте диалог в качестве ответа на эти вопросы.
  2. Назовите слова, строки повести, которые подчеркивают особенности сентиментализма. Введите их в предложения собственной конструкции. Сделайте вывод, когда они могут использоваться в современной речи.
  3. Подготовьте характеристику одного из героев повести «Бедная Лиза», включив в нее монологи и диалоги героев, описание портретов героев (письменно или устно — на выбор).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru