Учебник для 10 класса

ОБЖ

       

§ 14. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния

Терроризм является сложным социально-политическим и криминальным явлением, которое представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Терроризм включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: идеологию насилия, террористические структуры (группы), в том числе структуры организованной преступности, и собственно террористическую практику (террористическую деятельность).

Необходимо отметить, что вовлечение в террористическую деятельность в определённой степени по механизмам воздействия на человеческую личность имеет сходство с наркоманией. Наркомания-это физиологическая зависимость (пристрастие) к употреблению наркотиков, а одним из главных мотивов террористической деятельности является психологическая зависимость от идеологии насилия. Наркомания развивается в процессе употребления наркотиков, идеология насилия внедряется в сознание человека под влиянием экстремистских взглядов и теорий, идейно-политических установок идеологов терроризма.

Отметим некоторые индивидуальные качества, которые формируются у человека в процессе его жизнедеятельности и которые могут способствовать вовлечению его в террористическую деятельность:

  • отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;
  • стремление к праздному времяпрепровождению;
  • положительное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков;
  • наличие противоречивых жизненных ценностей, взглядов и установок;
  • агрессивное поведение для удовлетворения своего желания влиять на поведение других людей;
  • стремление поддерживать свою власть над другими людьми посредством их унижения;
  • получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами.

Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия.

Обратим внимание на ряд внешних факторов, которые способствуют формированию указанных качеств. Это могут быть:

  • родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;
  • социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, чувство безнадёжности.

Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, каждый человек должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

К вовлечению в террористическую деятельность часто приводит пропаганда мнимой привлекательности этого шага, которая основана на формировании некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:

  • «сила и мощь» террористов, широкая известность их деяний;
  • чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов;
  • полное доверие старших товарищей, которые как бы дают понять подростку, что видят в нём равного, взрослого человека.

На самом деле силы террористов направлены на гибель совершенно невиновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления. Главари террористических групп и формирований делают из подростков смертников, одурманивая их наркотиками, посылают их на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту.

Настоящее взросление приходит к человеку постепенно, в процессе появления у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:

  • стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;
  • любовь к своему Отечеству;
  • уважительное отношение к истории, культуре, традициям всех народов твоей страны;
  • формирование способностей к труду и самодисциплине;
  • стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;
  • умение жить в согласии с собой и окружающими;
  • формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Осознание и усвоение всего этого как жизненной позиции позволит вам не стать исполнителем чужой злой воли, поможет защитить вашу жизнь и будущее.

Выводы

  1. Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.
  2. Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.
  3. Для самопрофилактики вовлечения в террористическую деятельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности.
  4. Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, необходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

Вопросы

  1. Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу миру и безопасности?
  2. Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?
  3. Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?
  4. Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

Задание

Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повседневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии терроризма? Обсудите дома и в классе.

Дополнительный материал к § 14

Террористы против детей

Одним из самых бесчеловечных терактов на территории Российской Федерации стал захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый боевиками 1-3 сентября 2004 г. В течение трёх дней террористы удерживали в здании школы 11 28 человек - детей, их родителей и сотрудников школы. В результате погибли свыше 350 человек из числа заложников, мирных жителей и военнослужащих, из них более 180 детей. Свыше 500 человек были ранены, и среди них тоже множество детей. Теракт совершила террористическая группировка «Риядус Салихийн» (по-арабски - «Сады праведников») из состава террористической организации, действовавшей на Кавказе. Скорбя о погибших и раненых, мы должны понимать, что терроризмом было уже само покушение на личную неприкосновенность детей и их родителей и жестокое, бесчеловечное и унижающее их достоинство обращение. Людей под дулами автоматов загнали в спортзал, лишили возможности свободно передвигаться, их мучили жаждой, угрожали убить, а многих, действительно, убили.

Терракт в Беслане был не первым преступлением международного терроризма, направленным против детей. В Израиле в 1974 г. трое террористов захватили школу в городе Маалот, находящемся недалеко от израильско-ливанской границы. В заложниках оказались 89 человек, из них 85 детей. Спустя 13 ч подразделение спецназа штурмовало школу. Террористы стали расстреливать заложников. Погибли 22 школьника и трое взрослых, более 50 были ранены.

Живые цветы в спортзале разрушённой школы № 1 Беслана

Живые цветы в спортзале разрушённой школы № 1 Беслана в память о учениках и преподавателях, погибших от рук террористов

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru