Учебник для 10 класса

ОБЖ

       

§ 2. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде

Практическую подготовку к автономному существованию в природной среде наиболее целесообразно организовать в виде подготовки и проведения однодневного турпохода на природу.

Рассмотрим один из возможных вариантов подготовки и проведения однодневного турпохода.

Подготовку целесообразно начать с изучения района похода, выбора конечной точки похода (живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения. Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода не открытие «новых земель», а отработка навыков поведения в природных условиях.

Для выбора конечной точки маршрута необходимо руководствоваться тремя основными критериями: участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организации приготовления обеда и отдыха туристов, а также отработки туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.); расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону; расчёт светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не менее чем 1 ч.

1. Определение светлого времени. Для примера рассмотрим выходные дни в мае в средней полосе (табл. 1).

Таблица 1

Определение светлого времени

2. Определение оптимального времени сбора группы и выхода в поход. Расчёт необходимо производить от определения времени возвращения к месту сбора + 1 ч резервного времени.

3. Определение времени пребывания в походе с учётом решаемых задач: время в движении к месту большого привала до трёх ходовых часов и 3 ч на возвращение в исходную точку маршрута; 4 ч пребывания на большом привале. Итого 10 ч времени на турпоход.

Если до исходной точки маршрута, возможно, придётся добираться каким-либо видом транспорта (автобусом, электричкой), то на это также необходимо предусмотреть время. Допустим, оно составит 1,5 ч. Следовательно, туда и обратно 3 ч.

Таким образом, на сам поход необходимо 10 ч, время до прибытия в исходную точку маршрута и возвращения к месту сбора составляет 3 ч + 1 ч резервного времени. В итоге получаем 14 ч. Если считать, что время возвращения к месту сбора приходится на 22 ч (10 ч вечера), то, значит, время сбора для отправления в поход приходится на 8 (22-14) часов утра. Место сбора определяет преподаватель. Это может быть школа, остановка автобуса или пригородная касса.

Определив временные возможности группы, намечают конечную точку похода, изучают район путешествия и прокладывают маршрут.

После определения конечного участка (озеро, берег реки, живописная лесная поляна и т. д.) необходимо выбрать маршрут движения с учётом местности. Его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у характерных, легко распознаваемых ориентиров. Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.

Выбрав исходную и конечную точки маршрута, наметив контрольные ориентиры, рассчитывают порядок движения по маршруту.

Далее совместно с преподавателем следует определить необходимое снаряжение группы для турпохода. В зависимости от поставленных учебных задач в группе можно иметь одну палатку, костровое оборудование (таганок в чехле, пила в чехле, большой и маленький топоры в чехлах, спички в непромокаемой упаковке), кухонное оборудование, маршрутные документы и оборудование (карта маршрута - 2 экз., компас - 2 шт., групповые деньги, ремонтный набор, аптечка).

Примерный список личного снаряжения для однодневного туристического похода:

  • рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнём;
  • запасная обувь (кроссовки);
  • куртка с капюшоном (штормовка);
  • лёгкий головной убор (шапочка);
  • две пары носков;
  • полиэтиленовая накидка от дождя;
  • кружка, ложка, миска, складной нож;
  • фляжка для питьевой воды.

Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6-8 кг.

Далее необходимо потренироваться в правильной укладке рюкзака и в определении сторон горизонта по солнцу и часам. Этот способ даёт удовлетворительные результаты зимой. Летом, особенно в южных широтах, ошибки могут достигать более 25°, так как наши часы показывают не местное время, а поясное. Способ вполне приемлем для практики ориентирования на местности.

Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально (рис. 1). Часовую стрелку направляют на солнце. Угол между часовой стрелкой и цифрой 1 (13ч) разделить пополам. Биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой и цифрой 1 соответственно, покажет направление на север - юг (юг будет находиться в стороне солнца).

Ориентирование на местности по часам и солнцу

Рис. 1. Ориентирование на местности по часам и солнцу

Определение направления движения и его выдерживание. Для решения данного вопроса необходимо вспомнить понятия магнитного и истинного азимутов и порядок их определения.

Азимут — это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0 до 360°. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса север - юг), азимут называется магнитным (рис. 2).

Магнитный азимут

Рис. 2. Магнитный азимут

С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный меридиан снимается с топографической карты. Для перехода от истинного меридиана к магнитному необходимо знать величину магнитного склонения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, магнитный меридиан и истинный имеют склонение 2-3°, что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет.

При подготовке к походу на карте необходимо проложить маршрут движения, определить контрольные ориентиры и их истинные азимуты (снятые с карты).

Для выдерживания направления движения на местности по рассчитанным азимутам необходимо:

  1. выйти в точку начала движения, с которой по карте вычисляется азимут на первый контрольный ориентир;
  2. с помощью компаса определить магнитный азимут движения; для этого нужно установить на шкале компаса против мушки отсчёт, равный значению заданного (определённого по карте) магнитного азимута; затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы; не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удалённый предмет. Направление на него будет направлением, соответствующим заданному азимуту.

Поход начинается с построения, во время которого проверяется готовность к походу (как одеты и обуты туристы). При осмотре рюкзаков необходимо проверить, не забыто ли что-нибудь из снаряжения или питания. Затем следует вспомнить о правилах поведения, особенностях маршрута, примерном времени возвращения. После того как одежда, обувь, рюкзаки проверены, группа установленным порядком следует к исходному пункту маршрута.

После прибытия группы в конечный пункт похода организуется большой привал. При остановке один-два человека идут за водой, один - к образованию кострища, а остальные отправляются за топливом. Затем разжигают костёр.

После того как будут принесены вода, дрова и разожжён костёр, около него остаются дежурные, которые следят за огнём и готовят пищу. Остальные отдыхают.

Во время обеденного привала можно просушить одежду и личное снаряжение, потренироваться в выборе площадки и в установлении палатки. Продолжительность обеденного привала должна быть примерно 4 ч. После обеда (отдыха) группа готовится к походу в исходный пункт маршрута.

Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков и уборки места лагеря. Весь мусор тщательно собирают и сжигают. Пустые банки из-под консервов обжигают в костре и закапывают в землю, после чего разгребают и тушат костёр.

Далее определяют путь следования в исходный пункт. Движение по маршруту в обратном направлении осуществляют с соблюдением тех же правил, что и при движении к месту большого привала.

Выводы

  1. В турпоход нужно отправляться только вместе со взрослым руководителем.
  2. Начинающий турист должен хорошо научиться пользоваться компасом, знать примерный список личного снаряжения, уметь укладывать рюкзак.
  3. Большой привал организуется после прибытия группы в конечный пункт похода.
  4. Движение по маршруту в обратном направлении осуществляют с соблюдением тех же правил, что и при движении к месту большого привала.

Вопросы

  1. Почему безопасность является главной задачей при подготовке к походу?
  2. Почему при выборе маршрута движения с учётом местности его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие дрова лучше всего подходят для растопки костра? Обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Подготовьте сообщение на тему «Перечень личного снаряжения для однодневного турпохода в зависимости от времени года (весна, осень)».
  2. Вспомните названия и характерные признаки ядовитых грибов, которые вы изучали в б классе.
  3. Подготовьте сообщение на тему «Лекарственные и съедобные растения, произрастающие в нашем регионе».
  4. Вспомните международные сигналы бедствия, которые нужно использовать, если вы заблудились в лесу (тайге).
  5. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались одни в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»

Дополнительные материалы к § 2

Разведение костра и обустройство кострового места

Площадка для костра выбирается на открытом, но защищённом от ветра безопасном месте, желательно около воды. Костёр следует разводить на уже вытоптанных площадках, на старых кострищах или на выбранном месте, предварительно сняв дёрн. Все сухие листья, ветви, хвою, траву, которые могут загореться, следует отгрести от кострища на расстояние до 1 — 1,5 м.

Пожарная безопасность - главное требование при выборе места для костра.

Нельзя разводить костёр ближе чем в 4-6 м от деревьев, смолистых пней или корней. Над костром не должны нависать ветви деревьев.

Не разжигайте огонь в хвойных молодняках. Здесь легко может вспыхнуть самый страшный, так называемый верховой пожар.

Не разводите костёр на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой. По ним огонь распространяется с большой скоростью.

Опасен костёр на вырубках, где имеются остатки сучьев, веток, сухих листьев.

Не разводите костёр на торфяниках. Помните, что тлеющий торф очень трудно затушить, даже заливая его водой. Незамеченное тление может легко превратиться в губительный торфяной пожар.

Не разводите костров в лесу на каменистых россыпях. В таких местах между камнями накапливается лесной хлам и перегной. Огонь, проникший в щели, может распространиться по глубоким и извилистым ходам между камнями. Потушить такой пожар почти невозможно.

Не следует оставлять костёр (даже гаснущий) без присмотра.

Покидая место бивака, следует обязательно залить костёр. Не надо думать, что если дрова уже прогорели и на кострище остались только тлеющие головешки и угли, то заливать его необязательно. Эти головешки могут разгореться спустя много времени после ухода группы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru