Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 21.1. Структура и функции политической системы

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы- Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. За пределами границ политической системы находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера духовной культуры, частная жизнь человека, а также политические системы других стран и международные институты (например, ООН). В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определенных организаций), а также традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Коммуникативная подсистема — это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Взаимодействия политической системы со «средой» можно объединить в две группы. Первая: воздействия общества на политическую систему. Эти воздействия являются импульсами, которые должны побудить политическую систему реагировать на них. Они могут принять форму требований, идущих от общества. Так, в конце 1990-х гг. в российском обществе среди педагогов, ученых, общественных деятелей возникло беспокойство по поводу состояния системы образования в стране. На различных собраниях, в прессе, на съезде работников образования и содержания образования поднимался вопрос о необходимости модернизации этой системы. Политическая система получила мощный импульс, который положил начало процессу выработки политического решения, затрагивающего интересы населения. Вопрос о модернизации образования стал предметом рассмотрения в Федеральном Собрании, правительстве, других институтах власти (институциональная подсистема). Его решение готовилось в рамках Конституции, но потребовало изменения Закона «Об образовании» и других нормативных документов, а также принятия Закона «О государственных образовательных стандартах» (нормативная подсистема). Подготовка решений по модернизации образования проявилась в различных формах деятельности (дискуссиях, социологических опросах, собраниях учителей, экспертизах) Министерства образования, Комитетов Государственной Думы, Государственного Совета, печатных изданий, телевидения и т. п. (функциональная подсистема). Потребовалось взаимодействие политических партий, министерств образования, финансов Государственной Думы, Президента РФ (коммуникативная подсистема) и между подсистемами. Формы политической деятельности всех участников и предлагаемые проекты модернизации отражали ценности, идеалы, политическую культуру (культурно-идеологическая подсистема). В результате сложного подготовительного процесса, всестороннего анализа проблемы, обсуждения, финансовых расчетов и т. д. в политической системе созрело решение, которое приняло форму постановлений Правительства РФ о проведении экспериментальной проверки новой структуры, об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., ряда других документов.

Эти постановления — проявление второй группы взаимодействий политической системы и общества: воздействия политической системы на общество через принятие решений, осуществление мер по их претворению в жизнь.

Итак, как видим, в обществе (в «среде», в которой существует политическая система) возникают потребность в определенных изменениях, недовольство какими-либо негативными явлениями, активное отношение к тем или иным действиям властей. Они проявляются в требованиях, в различных формах поддержки или в иной информации. Под влиянием этих импульсов, идущих от общества (или рождающихся в самой политической системе), внутри политической системы развивается процесс подготовки и принятия политических решений, в которых одновременно участвуют все ее структурные компоненты. Принятые решения (законы, указы, постановления, распоряжения) и меры, обеспечивающие их выполнение, направлены на общество, на осуществление назревших изменений в нем.

В чем же проявляется роль политической системы? Каковы ее функции?

Главная из этих функций — это ее руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.

Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, которую выполняет политическая система.

Еще одна функция — интегративная — состоит в сохранении целостности общества, предотвращении его дезинтеграции, распада, в согласовании многообразных интересов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в регламентации, упорядочении всей совокупности общественных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru