Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 25

  1. Право не столь загадочно, как кажется на первый взгляд. Однако, чтобы открылись его тайны, нужна настойчивая, вдумчивая работа, которая поможет вам уяснить не только теоретически, но и практически важные истины. Иначе говоря, поможет формированию вашей личной правовой культуры.
  2. Прежде всего важно понять, что вы располагаете широким кругом прав, которые открывают перед вами возможности поступать в соответствии с вашими личными потребностями и интересами. Вместе с тем необходимо помнить, что таким же широким кругом прав обладают и другие люди. Это понимание составит основу вашей правовой культуры.
  1. Вы должны учиться правильно определять реальную границу своей свободы, так выстраивать свое поведение, чтобы не ущемлять права другого человека. Только в этом случае ваша правовая культура начнет обретать практический смысл.
  2. И еще. Как гражданин (человек не безразличный к обществу, в котором он живет) вы должны научиться не просто знакомиться с содержанием того или иного закона, но и давать ему общественную оценку качества, направленности, видеть достоинства его и недостатки. В этом вашим надежным помощником может стать правильное понимание сути права, его социальной ценности.

Документ

Из творческого наследия русского философа и правоведа Б. Нш Чичерина.

    Все люди во все времена считали себя свободными существами, способными делать то, что хотят... Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права...

    Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права... Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ...

Вопросы и задания к документу

  1. Какую идею (или идеи) стремится выразить автор этого фрагмента?
  2. Как вы думаете, какой смысл вкладывает ученый в слово «лицо»?
  3. Что, по мнению автора, служит причиной, вследствие которой человеку «присваивается право»?
  4. Какими причинами обусловлено происхождение права?
  5. Какое определение автор дает праву? Что лежит в основе этого определения?
  6. Сравните подход Чичерина к определению права с теми, что даны в параграфе. Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните свое мнение.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем различаются подходы к определению права, охарактеризованные в тексте параграфа?
  2. Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?
  3. Объясните, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.
  4. Что сближает право и мораль? В чем проявляется «суверенность» права?
  5. Почему право характеризуется как система? Дайте обоснование объективности существования системы права.
  6. Какова роль системы права в регулировании общественных отношений?
  7. Охарактеризуйте основные признаки нормы права и дайте ей определение. Как классифицируют нормы права?
  8. В чем проявляется взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями нормативно-правового регулирования? Приведите примеры. Дайте определение отрасли права.
  9. Что представляет собой институт права? В чем его особенности?

Задания

  1. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) любил говорить, что существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. Объясните, почему о законе можно так говорить, а о праве нельзя.
  2. Известный российский правовед С. С. Алексеев при раскрытии вопроса о праве приводит такой пример. В салон электрички, перед самым ее отходом, влетает женщина с тяжелыми сумками в руках. Все места заняты, причем в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встает, а женщина садится на его место. Смущенный мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивленно спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я — женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам».

    Как вы думате: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали.

  3. Опираясь на известную вам классификацию правовых норм, укажите, какую форму действия предписывают изложенные ниже нормы права (назовите норму и ее определение): «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (Конституция РФ, ст. 15); «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ, ст. 45); «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58).
  4. 9 июня 2002 г. журналисты уже назвали «кровавым воскресеньем». В этот день в центре Москвы после известия о проигранном футбольном матче Россия — Япония группа подонков устроила невиданный погром: избивали людей, громили витрины, жгли автомобили...

    Мы не ставим сейчас вопроса относительно действий хулиганов. Интересен один из юридических аспектов: дело в том, что владельцы поврежденных автомобилей решили подать в суд на... правительство Москвы. А каково ваше мнение? Есть ли у пострадавших для этого юридические основания? Приведите аргументы, которые, по вашему мнению, могут подтвердить или опровергнуть обоснованность решения владельцев автомобилей.

Мысли мудрых

«Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого».

Б. Гюго (1802—1885), французский писатель

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru