Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 26

  1. Полученные знания дают вам возможность понять, где берет свое начало право, откуда его нормы получают свою юридическую силу и почему они обладают разной юридической силой. Стремитесь применять эти знания. Получив, например, из рук государственного служащего какой-либо подзаконный акт, внимательно изучите его и постарайтесь определить, соответствует ли содержание акта положениям закона и Конституции. Если обнаружите между ними противоречие, вы не обязаны исполнять его требования и способны это доказать в суде, опираясь на статью закона.
  1. Прислушивайтесь к тому, что происходит в Государственной Думе, ибо это главный правотворческий орган страны. Всегда интересуйтесь, какие новые законопроекты предлагают депутаты. Обдумывайте критически их предложения, сопоставляйте с требованиями прежде всего Конституции РФ. В этом состоит одно из проявлений вашей гражданской позиции.
  2. Вы знаете, что с принятием Конституции РФ естественное право приобрело в нашей стране юридическую силу и стало источником действующего права. Это не только имеет огромное общественное значение, но и касается вас лично: ведь за вами официально закреплены все современные права и свободы человека и гражданина. И конечно, обязанности (ибо нет прав без обязанностей). Учитесь пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности. В этом, пожалуй, главное проявление вашей гражданской позиции.

Документ

Фрагменты ряда документов, служащих источниками права.

    Декларация независимости США (4 июля 1776 г.)

      Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди равны по рождению, что они наделены Творцом определенными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Декларация прав человека и гражданина (26 августа 1789 г., Франция)

      Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

      Статья 2. Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

    Конституция Французской Республики (3 июня 1958 г.)

      Преамбула. Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека... как они определены Декларацией 1789 г. Конституция Итальянской Республики (22 декабря 1947 г.)

      <...> Статья 2. Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека...

    Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.)

      Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

      Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия... Основной закон Федеративной Республики Германии (25 мая 1949 г.) <...> (2) Немецкий народ... признает нерушимые и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества...

    Конституция Королевства Испании (27 декабря 1978 г.)

      <...> Статья 10.

      1. Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотъемлемых прав... являются основой политического порядка и социального мира.

      2. Нормы об основных правах и свободах, признаваемых Конституцией, должны рассматриваться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека...

    Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.)

      <...> Статья 17.

      1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам...

      2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Вопросы и задания к документу

  1. Какая идея объединяет все названные документы?
  2. Назовите источник права, служащий для них основой.
  3. Какие из приведенных документов включают права, получившие силу действующих юридических норм? Почему?
  4. Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующего (позитивного) права. Объясните почему.

Вопросы для самопроверки

  1. Что в правоведении принято называть источником права? Дайте характеристику основных источников права. В чем состоят преимущества нормативного акта?
  2. Каким путем естественное право становится источником действующего в стране права?
  3. На какие виды разделяются нормативные акты? Чем определяется юридическая сила нормативного акта?
  4. Охарактеризуйте иерархию законов РФ.
  5. Разъясните смысл термина «предмет ведения». Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения?
  6. Что такое подзаконный акт? Какова иерархия подзаконных актов РФ?
  7. Охарактеризуйте положение Конституции РФ в иерархии нормативных актов.
  8. Каковы основные задачи Конституции РФ как главного источника права?

Задания

  1. Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно отрицалось вообще. Теперь признается, но распространено пока мало. Дайте ваши объяснения этим фактам.
  2. В соотношении между источниками права, действующими в стране, как вы поняли, соблюдается строгая система соподчинения — субординация. Подумайте, почему она необходима. Какое значение субординация имеет для развития самого права, а также общественных отношений?
  3. Вы познакомились с рядом источников права, которые относятся к группе основных. Подумайте, какой из этих источников обладает наибольшим динамизмом, способен быстрее других отреагировать на постоянно возникающие в нашей действительности новые ситуации. Почему?
  4. В результате официального признания естественное право становится самостоятельным правовым источником, занимая высшее место в иерархии источников действующего в стране права. Приведите аргументы, которые смогут доказать ведущее положение естественного права

Мысли мудрых

«Нет такого закона, который бы удовлетворял всех».

Тит Ливий (59 до н.э.—17 н.э.), римский историк

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru