Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 29

  1. Знание определенного минимума правовой информации сделает вас социально защищенным, обеспечит вашу правовую безопасность. Если вы будете хорошо знать свои права и обязанности, вас будет сложно обмануть, провести. Если вы не будете знать своих обязанностей и их пределов, то не сможете их исполнять и окажетесь бессильными перед произволом других лиц.
  2. В любой ситуации важно точно знать, что нам можно, нельзя, должно или следует делать (с точки зрения права).
  3. Поведение, соответствующее нормам права, важно не только для общества, но прежде всего для каждого из нас: оно помогает заслужить уважение и доверие других людей. Если вы будете следовать закону, соблюдать правовые нормы, то другие люди будут относиться к вам как к надежным партнерам в любом деле.
Документ

Из работы русского философа И. Л. Ильина «О правосознании».

    ...Если человек хочет видеть свои личные права огражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины своего правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует его справедливое правосознание; в качестве рядового подчиненного гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, содержащиеся в законе, в процессы мотивации своего поведения.

    Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними — он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно соблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям.

    Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность — совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан...

    Во-вторых, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?
  2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.
  3. Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, раскрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое правосознание?
  2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.
  3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?
  4. Каковы основные функции правовой культуры?
  5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?
  6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?
  7. Каковы предпосылки правомерного поведения?
  8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

Задания

  1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Кар-бонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?
  2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?
    • «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».
    • «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».
    • «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свобода».
  3. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?
  4. Во время социологического исследования, проводимого среди молодых людей в конце 1990-х гг., на вопрос о том, как они поведут себя в случае ухудшения условий жизни, были получены следующие ответы: 0,9% заявили, что вступят в политическую партию; 8,0% примут участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях); 6,1 % возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов; 11,8% примут решение о выезде из России в другую страну; 62,1% будут изыскивать способы дополнительного заработка; 5,1% никак не будут реагировать, будут терпеть дальше; 9,5% поступят так, как поступят их родители.

    Какие из этих действий могут быть отнесены к правомерным? Какие виды правомерного поведения здесь представлены? Можно ли на основе приведенных данных сделать вывод об уровне развития правосознания и правовой культуры молодых людей? Свой ответ аргументируйте.

Мысли мудрых

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой».

Ф. Ламенне (1782—1854), французский писатель, философ

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru