Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 13.1. Экономические отношения и интересы

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения. От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости, когда каждый человек и социальная группа получают возможность пользоваться социальными благами в зависимости от общественной полезности своей деятельности, ее необходимости для других людей, общества.

Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной прибыли) и наемного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений. (Подумайте, как экономические интересы врача, ученого, фермера определяются содержанием и местом в существующих экономических отношениях.) Экономический интерес — это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Например, получение прибыли (в чем заключается экономический интерес предпринимателя) — это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

Основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие экономических интересов людей. Отсюда важная задача — выработать принципы и способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация.

Необходимость разрешить противоречие между естественным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставляла людей организовывать экономику так, чтобы она побуждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста своего благосостояния. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда (и соответственно большего удовлетворения своих потребностей) — это насилие и экономический интерес. Вековая практика убедила человечество в том, что насилие не лучший способ экономического сотрудничества и повышения производительности труда. В то же время нужны такие способы организации совместной жизни, которые гарантировали бы право каждого действовать согласно собственной выгоде, реализуя собственные интересы, но при этом их действия способствовали бы росту благосостояния всех и не ущемляли права других людей.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях. (Вспомните, как действует «невидимая рука» рынка.)

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были задействованы и различные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономики — деловой этики, раскрывающей нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являются важным элементом экономической культуры, их соблюдение облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что, например, для российской школы экономической мысли было характерно признание приоритета общего блага над индивидуальным интересом, роли духовно-нравственных начал развития инициативы и предпринимательской этики. Так, российский ученый-экономист, профессор Д. И. Пихто одним из факторов производства, влияющим на экономическое развитие, называл культурно-исторические силы народа. Важнейшими из этих сил он считал нравы и обычаи, мораль, образованность, дух предприимчивости, законодательство, государственный и общественный строй жизни. Академик И. И. Янжул, выпустивший в 1912 г. книгу «Экономическое значение честности (Забытый фактор производства)», писал в ней, что «ни одна из добродетелей, создающих наибольшие богатства в стране, не имеет такого крупного значения, как честность... Поэтому все цивилизованные государства считают своим долгом обеспечить существование этой добродетели самыми строгими законами и требовать их исполнения. Здесь разумеется: 1) честность как исполнение обещания; 2) честность как уважение чужой собственности; 3) честность как уважение к чужим правам; 4) честность как уважение к существующим законам и нравственным правилам».

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется серьезное внимание. Этика преподается в большинстве школ бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Интерес к этике обусловлен пониманием того вреда, который неэтичное, нечестное деловое поведение наносит обществу. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня также связывается прежде всего с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами. Но что же заставляет предпринимателя, казалось бы заинтересованного только в получении прибыли, думать о нравственности и о благе всего общества? Частичный ответ можно найти у американского автопромышленника, предпринимателя Г. Форда, который во главу угла предпринимательской деятельности ставил идею служения обществу: «Делать дело на основе чистой наживы — предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия — производить для потребления, а не для наживы и спекуляции... Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалек». Благоприятные перспективы для каждого предпринимателя открываются тогда, когда в основе его деятельности лежит не просто стремление «заработать большие деньги», а заработать их, ориентируясь на потребности людей, и чем конкретнее будет такая ориентация, тем больший успех эта деятельность принесет.

Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Его личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых им товаров и услуг. Под угрозой в конечном счете окажутся его прибыли. По этим причинам в рыночной экономике все большую популярность приобретает лозунг «Честным быть выгодно». Сама практика хозяйствования воспитывает человека, ориентируя на выбор эталона поведения. В предпринимательстве формируются такие экономически и нравственно ценные качества личности, как ответственность, самостоятельность, расчетливость (умение ориентироваться в обстановке, соотносить свои желания с желаниями других людей, цели — со средствами их достижения), высокая работоспособность, творческий подход к делу и др.

Однако общественные условия, сложившиеся в России в 1990-х гг.,— экономическая, политическая, социальная нестабильность, отсутствие у большей части населения опыта экономической самодеятельности — затруднили развитие цивилизованного типа экономической деятельности. Реальные морально-психологические отношения в предпринимательстве, других формах экономической активности и сегодня еще далеки от идеала. Стремление к легкой наживе, безразличие к общественным интересам, нечестность, неразборчивость в средствах достаточно часто связываются в сознании россиян с моральным обликом современных деловых людей. Есть основания надеяться, что новое поколение, выросшее в условиях экономической свободы, сформирует новые ценности, связанные не только с материальным благополучием, но и с этическими принципами деятельности.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru