Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 15

  1. В нашей повседневной жизни мы постоянно взаимодействуем со многими людьми. Учитесь считаться с их интересами, прислушиваться к их мнению, не подводить своих партнеров.
  2. Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с близкими нам людьми (родителями, друзьями, знакомыми, учителями). В случае назревания конфликта внимательно проанализируйте причины и условия его возникновения, подумайте о его возможных последствиях. Это поможет найти разумный выход из конфликтных ситуаций. Если все же конфликт не удалось предотвратить, будьте готовы не только принять уступки со стороны своих противников, но и сами пойти на компромисс.
  1. В любом виде трудовой деятельности высоко ценится не диплом о полученной профессии, а подлинный профессионализм. Постарайтесь использовать профессиональное образование не только для получения соответствующего документа, но и для того, чтобы действительно стать профессионалом.
  2. Воспитывайте в себе социально значимые качества, которые помогут вам в будущей трудовой деятельности: трудолюбие, дисциплинированность, расчетливость, умение рационально организовать свой труд, предприимчивость, инициативность, исполнительность, способность взаимодействовать с другими людьми. За эти качества вас будут уважать в любом трудовом коллективе.

Документ

Из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта».

    Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

    Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того — как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.

Вопросы и задания к документу

  1. Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов?
  2. На основе текстов параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их известными вам примерами.
  3. Как вы понимаете смысл последней фразы текста?
  4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социального конфликта?

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое «социальная связь» и «социальное взаимодействие»?
  2. Какими факторами обусловливается социальное взаимодействие людей?
  3. Что является причиной социальных конфликтов?
  4. Каковы основные стадии социального конфликта?
  5. К каким последствиям приводят социальные конфликты?
  6. Каковы социальные аспекты труда?
  7. В чем суть и значение культуры труда?

Задания

  1. Проанализируйте следующую ситуацию: «Работники предприятия, представленные инициативной группой, официально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погашение задолженности по заработной плате, то персонал прекратит работу, объявит забастовку». Является ли данная ситуация конфликтом? Свой ответ поясните.
  2. Охарактеризуйте основные стадии развития следующей конфликтной ситуации: «К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в ссору с начальником». Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения сотрудников не был оформлен документально. Решения руководства нередко вызывали недовольство.

    В чем причина возникновения этого конфликта? При каких условиях его можно было бы избежать? Каким способом его можно разрешить?

  3. В конце 1990-х гг. был проведен опрос российской молодежи. Лишь 13% опрошенных ответили, что стали бы работать даже при наличии достаточного количества средств для комфортного существования. В 1990 г. такое мнение высказывали 21,5%.

    Для сравнения отметим, что в США в 1998 г. аналогичный ответ дали 85% молодых американцев. Прокомментируйте эти данные. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для изменения ситуации?

  4. «Труд,— писал Вольтер,— освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды». Что имел в виду автор? Приведите примеры, подтверждающие его мысль.

    Подумайте, какие условия необходимы для повышения культуры труда. Попробуйте назвать сначала более общие условия, а затем более частные.

Мысли мудрых

«Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником».

Фихте (1762—1814), немецкий философ

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru