Учебник для 11 класса

Обществознание

       

Влияние СМИ на избирателя

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной а гит ации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданам и, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Они могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение - это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.

Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или видеофильм, обычно снятый по принципу рекламного ролика (малой формы киноискусства).

В политической психологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фамилию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроник и, фотографии. Второй вид клипа должен представить программу кандидата в виде одной привлекательной для избирателя идеи. Третий вид - негативный материал о сопернике, например негативные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид - «ударный» клип, призывающий голосовать за кандидата ( «Мы - за него!»).

Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах, имеющих систему выборов.

В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов таких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощущение соревнования, побуждает следить за ходом избирательного марафона. Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориентируясь на мнение большинства.

Опыт новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно- политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата.

Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, армия, церковь, община, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются с ними, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте, его влияние в результате изменяется.

Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях современных СМИ, их плюсах и минусах помогают каждому определить собственную политическую позицию.

    Основные понятия: средства массовой информации.

    Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru