Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Типы партийных систем

Практика избирательных систем показывает, что, несмотря на множественность политических партий, лишь некоторые из них имеют шансы победить на выборах.

Обычно соперничают и завоевывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определенные отношения - механизм взаимодействия и борьбы партий за власть и ее реализацию. Он получил название системы партийной власти (или партийной системы). По образному выражению французского политолога М. Дюверже (род. в 1917 г.), партийная система - стабильный ансамбль партий, длительное время принимающих участие в дележе и осуществлении власти. В настоящее время в демократических странах сложились два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная.

Двухпартийная система - та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится партией большинства в парламенте, а другая заседает в нем на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Совершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика), т. е. стремительной смены власти. Начинается «великое переселение». Из кабинетов министров и высших чиновников выносится скарб членов бывшей правящей партии, и одновременно с этим заселяются бывшие оппозиционеры.

Отметим, что двухпартийная система базируется на мажоритарном избирательном законе. Классическим примером двухпартийной системы являются США.

Многопартийная система складывается чаще всего под влиянием пропорциональной избирательной системы. Здесь за победу на выборах борются несколько (не менее трех) равных по своему влиянию политических партий.

Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса и объединения. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и межпартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Последние иногда насчитывают пять-шесть партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.

Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий», или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная партия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, оказывая влияние на исход выборов. Например, в ФРГ длительное время ни одна из двух самых влиятельных партий (СДПГ и блок ХДС/ХСС) не могла завоевать большинство в парламенте, не вступив в коалицию с третьей - численно небольшой Свободной демократической партией (СвДП). Именно она, присоединяясь на выборах то к одной, то к другой партии, способствовала тому, что они попеременно находились у власти.

В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть ее в том, что в выборах принимают участие четыре-пять партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение - до 30-50% голосов (остальные набирают 10- 12 %). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.

Подчеркнем, что многопартийную систему с доминирующей партией нельзя отождествлять с однопартийной системой, той, где монопольное право на власть имеет только одна партия (например, КПСС до 1990 г.). Существует «замаскированная» однопартийность, например в современном Китае, также она имела место в бывших социалистических странах Восточной Европы (Болгарии, ГДР, Польше). При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, тем не менее являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть. Однопартийные системы обычно действуют в условиях недемократических режимов. Следовательно, только двухпартийные и многопартийные системы могут преодолевать монополию одной партии на власть и добиваться через конкурентную борьбу с соперниками победы и большинства в парламенте.

В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с 1990-х гг. Однако большинство партий не могли выполнять своих главных функций, поскольку характеризовались отсутствием прочной социальной базы, малочисленностью, недостаточной организационной сплоченностью и нечеткостью политических программ.

Закон РФ «О политических партиях» ( 2001 г.) и принятые к нему поправки ( 2004-2007 гг.) устанавливали жесткие требования к созданию и деятельности партий. Так, в партии должно было состоять не менее 40 тыс. членов. Не допускалось создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Запрещалась деятельность экстремистских партий. Согласно закону, принятому в 2005 г., выборы депутатов Госдумы проводятся исключительно по партийным спискам. Тем самым партии получили монополию на формирование законодательной власти в стране. В результате в политическую систему вошли лишь семь партий, созданных по типу массовых.

4 апреля 2012 г. были внесены новые поправки в закон «О политических партиях», направленные на либерализацию требований к ним. Теперь в партии может состоять только 500 членов. Она должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом отменяются требования к минимальной численности членов партии в ее региональных отделениях. Партия подлежит ликвидации, если не принимает участия в выборах в течение 7 лет.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru