|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕИсточники и значение конфликтов в политикеНапомним, что политическую деятельность нередко характеризуют
как противостояние социальных сил, политических
партий и организаций в борьбе за власть. Политическую
жизнь невозможно представить без конфликтов. Из
курса истории вы знаете, что разнообразные политические
конфликты в обществе возникали на всех этапах его развития
с древности до наших дней. Конфликт - всегда столкновение
сторон из-за различия их положения в обществе,
противоречий их интересов, целей и ценностей.
В последние десятилетия в нашей стране мы стали свидетелями острых конфликтов между политическими организациями; между ветвями власти (парламентом и исполнительной властью); между субъектами Федерации и федеральными органами; межнациональных и межгосударственных конфликтов. Политический конфликт - это столкновение, противоборство субъектов политики. Борьба между ними отражает расхождение, а нередко и противоположность их политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе властных отношений. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти. Это борьба за влияние на принятие политических решений. Политические конфликты вырастают из социальных противоречий. Интересы конфликтующих сторон могут отражать противоречия, возникающие в экономической сфере (например, между сторонниками свободного рынка и сторонниками усиления государственного регулирования рыночной экономики); в социальной сфере (например, между стремлением к социальному равенству и углублением дифференциации доходов); в сфере культуры (например, по вопросу об использовании национальных языков). Стремление решить эти социальные конфликты, используя силу и средства государственной власти, делает их политическими. Вместе с тем политические конфликты возникают и в результате развития собственно политических противоречий:
Неравное распределение власти, политических прав и свобод, противоречия между «верхами» и «низами», элитой и контрэлитой, политической элитой и массой могут становиться источниками политических конфликтов. Своевременное выявление и разрешение противоречий может во многих случаях предотвратить их развитие в конфликт. И напротив, невнимание власти к противоречиям в обществе и в политической системе, их игнорирование порождают конфликтные ситуации. В этом случае конфликт становится способом разрешения противоречий. Постоянно существующие противоречия между государствами, отражающие несовпадение, а подчас и противоположность их интересов, могут стать источником межгосударственных, региональных, международных конфликтов. Ученые-политологи по-разному оценивают роль конфликта в политической сфере. Одни считают, что политике органично присуща конфликтность, что конфликты играют роль двигателя политической жизни, способствуют обновлению политической системы. Другие делают акцент на согласие, стабильность в обществе, рассматривая конфликт как аномалию политического процесса, отклонение от нормального развития. Истории известны конфликты, которые вели к обновлению государственных органов, политических норм, политических отношений, политической идеологии. Но были и такие, которые, принимая наиболее острые формы, имели разрушительный характер.
В ходе вооруженных конфликтов не только гибнут люди, но и уничтожаются материальные ценности, травмируется психика люде й, вовлеченных в такие конфликты. Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа. Первый связан с распределением материальных ресурсов,
средств государственного бюджета, доступом к власти,
величиной налогового бремени и т. д. (конфликт интересов).
В этом случае положение и интересы различных социальных
групп порождают стремление изменить в свою пользу
возможности удовлетворения их потребностей. Такие
конфликты относительно легче других поддаются регулированию.
Второй коренится в расхождении людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах (конфликт ценностей). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или - или», их регулирование затруднено. Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе (конфликт идентичности). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши - не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности его разрешения
|
|
|