Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Что такое культура?
  2. Какие науки изучают культуру?
  3. Почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условным?
  4. Какое значение вкладывается в понятие «материальная культура»?
  5. Что понимается обычно под духовной культурой?
  6. Каковы способы развития духовной культуры?
  7. Что такое субкультура? При каких условиях она превращается в контркультуру?
  1. Подтвердите примерами утверждение о множественности культур в современном мире (или в любой период человеческой истории).
  2. Какие проблемы порождает признание многообразия культур? Кратко охарактеризуйте каждую из них.
  3. Почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный деятель отечественной науки Григорий Ландау подметил следующую черту культуры: «В культуре основанием служит вершина». Объясните мысль Ландау, подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

2. Ученые уже многие века спорят о происхождении культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры, она разыгрывалась. Другие связывают возникновение культуры с религиозной практикой человека. Приведите несколько примеров в подтверждение каждой из приведенных точек зрения. Являются ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрывную связь материальной и духовной культуры.

4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона, выявите существующие субкультуры и контркультуры. Составьте развернутое описание специфики, ценностей одной из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описываемых культур к тому или другому типу.

5. Помимо термина «контркультура», к ценностным установкам отдельных групп общества, некоторым произведениям применяется слово «антикультура». Являются ли эти термины синонимами? Свой ответ аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.

Сейчас своевременно заняться сущностьютой культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута сомнению. Не будем стремиться найти формулу, определяющую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограничимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает меньше всего сомнений.

Заглядывая достаточно далеко в прошлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры были применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное - укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, однако, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на основании этих представлений выдвигаемые.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой / / Культурология: хрестоматия /
Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарика, 2000. - С. 141 - 145.

Вопросы и задания к источнику

  1. Как определил понятие «культура» 3. Фрейд?
  2. Какие черты культуры он выделил?
  3. Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира».
  4. Проиллюстрируйте примерами утверждение 3. Фрейда:
      «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей».
  5. Предположите, почему, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru