|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕМировоззрение - ядро духовной жизниВ жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки. Эти маяки, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из этих маяков являются нравственные и мировоззренческие ориентиры. Нравственные были рассмотрены выше. Ниже речь пойдет о мировоззренческих. В кратком, наиболее распространенном понимании мировоззрение
- это совокупность взглядов человека на мир,
к оторый его окружает. Более развернутое определение
характеризует мировоззрение как совокупность взглядов,
оценок, норм и установок, определяющих отношение человека
к окружающему миру, его месту в нем и выступающих
в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности.
Иногда в литературе встречаются близкие мировоззрению термины: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его? Таким образом, мировоззрение - это целостное представление о природе, об обществе, о человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности. Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу ( теоцентризм) или природе ( природоцентризм), другие - человеку ( антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное. Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведени и, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияния религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека, и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры, и в этом его слабость. Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, в ряде других. Напомним, в религии содержатся определенная картина мира, учение о предназначении человека, нравственные заповеди, направленные на воспитание у него определенного отношения к жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабость религиозного мировоззрения проявляется иногда в непримиримости к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм - религиозный экстремизм, фанатизм. Об опасности фанатизма, «перенесения религиозной веры на другие сферы», предупреждали русские религиозные мыслител и. Н. А. Бердяев писал: «• • • фанатика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его сознание, вытесняет очень важные человеческие состояния; он перестает внутренне владеть собой». Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки. Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания. Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады - задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение. Поворот науки к проблеме человека может стать решающим «облагораживающим» фактором для всех типов миро воззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние. Он хочет, чтобы соблюдались добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране - общероссийские), этнокультурные, ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища. Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Рене Декарт (1596-1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. В научных трудах отмечается, что через всю историю
философии проходит мысль о трех основных аспектах духовной
жизни человека. Немецкий философ Людвиг Фейербах
(1804-1872) назвал их сердцем, разумом и волей.
В мировоззрении личности ценности выражают линию сердца, знания - линию разума. Но только воля делает мировоззрение реальным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством установки - состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку. Современный российский философ В. Н. Сагатовский, обращаясь к студенчеству, пишет: «• • • ценности определяют твой выбор, знание обосновывает его. Но готов ли ты на деле следовать выбору, сделанному в душе? Если не готов, то мировоззрение твое в лучшем случае умственная игра или приятные мечтания, а в худшем - мимикрия, годная для сдачи экзамена или официального выступления, но не для жизни в целом». В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосредственно влияет на поведение в реальных жизненных ситуациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность - качество развитой личности. Как говорил Булат Окуджава, «... чувство ответственности не присуще унылой посредственности». Основные понятия: духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.
|
|
|