|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕНравственная культураВ повседневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.). Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат
к различным социальным группам, имеющим различные
фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения.
Это приводит к тому, что возникает столкновение и
противостояние жизненных позиций и их отражений в реальной
практике нравственной жизни.
Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизонта общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно часто клянутся ими, но действуют по своим специализированным индивидуальным и групповым программам. Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсутствии у нее собственного нравственного переживания общесоциумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей и целых социальных групп (в этике такое явление называется параличом эмпатии, т. е. сопереживания). Человек часто рассуждает правильно, но эти рассуждения
приобретают у него демонстративный и приспособленческий
характер (социальная мимикрия) и не затрагивают
действительного содержания его внутреннего мира, часто
ограниченного примитивными устремлениями и превратным
восприятием содержания общественной жизни.
Огромную роль в развитии нравственной культуры личности играют разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кругозором непосредственного и практически необходимого. Мир художественной литературы и художественной культуры в целом раздвигает горизонты личности и открывает ей многие из тех насущных связей и взаимозависимостей мироздания, которые закрыты для повседневного опыта профессиональной специализации, ограничений социального статуса. Нравственное развитие может существенно изменить первоначальные доминанты интересов человека и продвинуть его на пути освоения богатств и ценностей мирового культурного опыта. Основные понятия: нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал. Термины: этические категории, моральное сопротивление.
|
|
|