|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕПроверьте себя
Подумайте, обсудите, сделайте1. Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оценивают содержание того или иного художественного произведения (оперы, песни, пьесы, романа, кинофильма, телесериала) с точки зрения морали. Так, в опере «Кармен» мы не удивляемся, что главная героиня любит человека сомнительных занятий; в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией главарей преступного клана; многие вполне добропорядочные люди с восторгом поют «Мурку». Чем, по вашему мнению, объясняется феномен отступления морали перед искусством? Не идет ли человек в этих случаях на сговор со своей совестью? 2. Используя справочную литературу, объясните отличие индивидуализма от эгоизма. 3. Выскажите свое отношение к практике защиты чести и достоинства личности в суде. Почему компенсация причиненного морального ущерба имеет, как правило, денежное выражение? 4. Известный английский философ Томас Гоббс ( 1588-1679) в своей книге «Левиафан» особо подчеркнул эгоистическую природу человека, которая, по его мнению, в условиях цивилизации лишь углубляется и усложняется. Сотрудничество людей друг с другом он усматривал преимущественно с точки зрения своекорыстия, выгоды. В свете этой позиции весьма странным представляется случай, когда философ подал нищему милостыню и объяснил свой поступок тем, что, дескать, милостыня не только облегчает участь нищего, но и уменьшает его собственные муки, причиняемые ему видом нищего. Как вы полагаете, действительно ли объяснение Гоббса принижает его альтруистический поступок до эгоистического? Или здесь мы имеем дело с чем-то другим? Поработайте с источникомПрочитай те отрывок из работы русского философа Семена Людвиговича Франка (1877-1950). Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годности человеческой личности как основного условия всякого прочного и успешного социального строительства... На первый взгляд могло бы показаться, что проблема личной годности сводится к проблеме технического умения, т. е. соответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле это не так. Личная годность человека состоит в способности его уметь достигать целей и в способности его действительно, безусловно искренне и добросовестно, из глубины своего духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже умение достигать поставленных целей предполагает нечто большее, чем простое техническое умение. Оно требует не только общих умственных способностей - умения быстро ориентироваться в положении, находить наилучший выход из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и соответствующих нравственных качеств, - прежде всего чувства личной ответственности, мужества, привычки к независимому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хотение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней, свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности. Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубокую духовно-нравственную культуру личности. ... Из этого следует один решающий вывод: личная годность
общественного работника предполагает свободное
развитие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы
или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на
определенное дело, не были подлинно производительными
и солидными верными работниками.
<... > Мы приходим к простому и, в сущности, общеизвестному, тысячей исторических примеров подтвержденному выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный фанатизм: всякая подлинная вера - не только религиозная вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как источник общественной деятельности, - возможна только на основе свободной личной духовной жизни, ибо единственная почва, в которой она произрастает, есть последняя, таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего существа человека. Франк С. Л. Личная жизнь и социальное строительство //
Вопросы и задания к источнику
|
|
|