Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Единство истины и пользы

Наука - это сфера творческой деятельности, направленной на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли (например, математическая, историческая науки).

Научное знание, утверждают ученые, обладает двойной ценностью. Во-первых, оно самоценно, т. е. ценно само по себе. Это качество придает ему объективность, истинность полученной информации. К науке обращаются, чтобы понять и объяснить.

Во-вторых, ценность научного знания определяется его полезностью для человеческой деятельности. Оно открывает перспективу целеполагания на основе предвидения возможных результатов деятельности, совершенствования средств деятельности и интеллектуального развития самого человека.

Непременным условием развития самоценности и полезности науки является дерзание ( «Дерзай знать!» - девиз науки), стремление ученых вырваться из плена сложившихся представлений, умение сочетать получение новых знаний с их применением для блага людей ( «Знать, чтобы делать!»).

    «Вся история человечества - это история знаний. Они сделали человека тем, что он есть сегодня. На протяжении тысячелетий люди учились генерировать знания, накапливать, создавать на их основе новые знания, передавать их потомкам».

    Е. Велихов, академик РАН

Постепенное становление науки как социального института относится к XVII-XVIII вв. В эту эпоху появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента в области естествознания. Одновременно формируется внутренняя социально -организационная структура науки как автономного социального института ( наличие материальных средств, профессионализм, сеть коммуникаций), призванного генерировать достоверные новые знания и несущего ответственность за поддержание должного уровня исследований.

Вырабатываются социальные нормы, регулирующие деятельность ученого, научных сообществ; общество признает вклад ученых в развитие науки и производства, это признание облегчает продвижение ученых по лестнице научной карьеры. О государственном и общественном признании науки свидетельствует возникновение национальных академий наук в Англии, Франции, России. Так научная работа превратилась в профессию, научно-исследовательская деятельность - в устойчивую общественную и культурную традицию.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru